Если экспортный аккредитив исполняется иностранным банком (против представления ему необходимых документов), получение платежа может затянуться на достаточно длительный период, связанный с почтовым пробегом документов. Соответственно. При расчетах по импорту наиболее выгодно использовать аккредитивы, предусматривающие платеж в российском банке-эмитенте против поступающих от иностранного экспортера документов, что позволяет избежать возможного замораживания валютных средств для предстоящих платежей по аккредитивам российских организаций и банков на счетах в иностранных банках.
Аккредитивная форма расчетов наиболее выгодна экспортеру, так как представляет собой твердое и надежное обеспечение платежа, полученное обычно до начала отгрузки (хотя UCP позволяют банкам принимать документы с датой выдачи, предшествующей дате выставления аккредитива, если в нем не оговорено иное). Осуществление платежа по аккредитиву (если, конечно представленные документы соответствуют его условиям) не связано с согласием покупателя на оплату товара. Кроме того, экспортер имеет возможность получать платеж по аккредитиву максимально быстрым способом, в ряде случаев до прибытия товаров в пункт назначения. Наконец, бенефициар может получать под залог аккредитива льготный кредит банка, что особенно важно, если он является посредником.
Однако аккредитив - наиболее сложный метод расчета для экспортера, поскольку получение платежа связано с правильным оформлением документов и своевременным представлением их в банк. Предъявляя жесткие требования к оформлению документов с точки зрения соответствия их условиям аккредитива, банки защищают интересы импортеров, так как действуют на основании их инструкций.
Основные недостатки аккредитивной формы расчетов для контрагентов заключаются, во-первых, в определенных задержках пробега документов через банки и, во-вторых, в высокой стоимости аккредитива. За проведение операций (открытие, авизование, подтверждение, прием и проверку документов по аккредитиву и т.п.) банки взимают комиссию, зависящую от суммы аккредитива.
Комиссия взыскивается банками на основании действующих банковских тарифов. При открытии аккредитива его приказодатель должен четко и конкретно указать, за чей счет должны быть оплачены расходы по аккредитиву (почтово-телеграфные расходы, комиссия за открытие, авизование, подтверждение аккредитива, платежная комиссия и др.): за счет приказодателя аккредитива или бенефициара. Это необходимо для того, чтобы сотрудник банка при начислении комиссии имел возможность отнести ее за счет той стороны, которая должна ее оплачивать согласно условиям контракта и аккредитива.
В международной практике сложился обычай разделять банковские расходы между контрагентами, каждый из которых оплачивает банковские комиссии на территории своей страны. Российским организациям, проводящим расчеты по аккредитиву, целесообразно по возможности добиваться отнесения всех банковских расходов за счет иностранных клиентов.
Смотрите также
Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом
(по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему
управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на
комплексном анализе рынка, ...
Система организации труда
Система организации труда на предприятии представляет собой комплекс основных направлений деятельности различных видов, форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, направленных на обесп ...