Во второй половине 50-х годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко суть преобразований сводилась к сокращению количества банков.
С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Это было вызвано прежде всего тем, что несколько ранее была ликвидирована промысловая кооперация, предприятия которой составляли значительную часть клиентуры данного банка. Остававшуюся клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку.
Спустя некоторое время Сельхозбанк и Цекомбанк с системой коммунальных банков также были упразднены (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. "О реорганизации системы банков долгосрочных вложений“.
Функции упраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР. Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и местными коммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по краткосрочному кредитованию и осуществление расчетно-кассовых операций коммунальных предприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы отделениям Госбанка.
Также Госбанку были переданы практически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Исключение составили операции по финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и организации, перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк, длительное время являвшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался включенным в состав Госбанка, который с конца 20-х годов формировался исключительно в качестве центра краткосрочного обслуживания народного хозяйства. Подобный шаг, совершенный вопреки ранее проводившейся политике четкого разграничения между Госбанком и спецбанками краткосрочных и долгосрочных операций, теперь обосновывался необходимостью сосредоточения в одном банке как краткосрочных, так и долгосрочных операций по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Дело в том, что работники Госбанка на практике нередко решали проблемы взаимоотношений с сельскохозяйственными предприятиями независимо от состояния их сферы капитальных вложений. В свою очередь работники Сельхозбанка не обращали внимания на состояние текущей деятельности сельскохозяйственных предприятий и результаты их взаимоотношений с Госбанком. Такой узковедомственный подход порождал формализм.
Кроме того, принималось во внимание, что Сельхозбанк, не имея достаточно разветвленной сети своих низовых филиалов, поручал учреждениям Госбанка обслуживание сельскохозяйственных предприятий в части финансирования и кредитования капитальных вложений. Следовательно, во многих районах работники Госбанка в той или иной степени уже совершали долгосрочные операции с сельскохозяйственными предприятиями.
Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка
и передача их операций в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении Госбанка в “единый банк”.
Таким образом, в стране осталось три банка Госбанк СССР, Стройбанк, и Внешторгбанк СССР. Госбанк и Стройбанк совершали операции на внутреннем рынке, Внешторгбанк – на внешнем.
В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства.
Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью учреждений на местах. К началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом.
Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральным звеном являлось правление, которое руководило всей системой через конторы – республиканские, городские, областные и краевые. Всего насчитывалось 185 таких контор. Им непосредственио подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет.
Смотрите также
Денежно-кредитная политика Национального банка Киргизской Республики
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика. ...
Банковская система. Денежно – кредитная политика и ее проявление в Республике Молдова
В работе показана сущность банка с разных общественных позиций, типы банков, банковская система,
проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения,
тенденции ра ...
Электронные платежи в банковской системе России
К началу 1990-х годов банковская система
нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том
числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...