Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая — срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача — на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по
качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менеджмента, надзора и аудита.
Правительством РФ, Центральным банком России и Ассоциацией российских банков были намечены основные направления реструктуризации банковской системы.
Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер:
¨ провел многосторонний межбанковский клиринг, что позволило восстановить систему расчетов;
¨ разрешил снизить нормативы отчислений в обязательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы;
¨ ввел специальные нормы регулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризиса к числу проблемных;
¨ допустил на период кризиса принятие банками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998 г.;
¨ разрешил при расчете обязательных экономических нормативов в отношении операций в иностранной валюте, проведенных банками до 14 августа 1998 г., использовать валютный курс по состоянию на 14 августа 1998 г.;
¨ выдал ряду коммерческих банков стабилизационный кредит;
¨ установил срок действия особого режима регулирования до 1 июля 1999 г.
Таким образом, Банк России продемонстрировал свою ведущую и стабилизирующую роль в условиях нестабильности всей финансовой системы и способность управлять банковской системой даже в самых критических условиях.
В июле 1999 г. был принят Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций», предусматривающий создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) с целью осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, обеспечения их стабильного функционирования и восстановления доверия кредиторов, в т. ч. вкладчиков, к кредитным организациям. Для реализации поставленных задач Агентство получает право осуществлять следующие виды деятельности:
¨ приобретение контрольных пакетов (долей в уставном капитале) банков, утративших капитал, и осуществление управления этими банками;
¨ принятие в залог и в управление пакетов акций (долей в устав ном капитале) банков, осуществление управления этими пакетами;
¨ участие в капитале банков, подвергающихся реструктуризации, представление интересов государства в этих банках, оказание им экономической поддержки;
¨ участие в разработке и реализации планов финансового оздоровления банков, подвергающихся реструктуризации;
¨ управление активами, приобретение, реализация и посредничество при реализации активов ликвидируемых банков;
¨ отстранение от руководства кредитной организацией лиц, до пустивших потерю кредитной организацией капитала либо препятствующих ее оздоровлению;
¨ привлечение необходимых финансовых ресурсов от российских и иностранных инвесторов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, как для реализации мероприятий по реструктуризации банков, так и для организации своей деятельности.
При этом ряд функций и задач АРКО являются несвойственными ни Правительству РФ, ни Центральному банку. К таким функциям, например, относятся выкуп, управление и реализация проблемных активов кредитных организаций, поэтому и возникла необходимость создания административно независимой от государственных органов и Центрального банка организации для осуществления мер по реструктуризации банковской системы.
С целью углубления процесса реструктуризации кредитных организаций Центральный банк РФ использует все предоставленные ему полномочия для ограничения деятельности находящихся в слабом финансовом положении банков, проведения реструктуризации и отзыва лицензий неплатежеспособных банков.
Смотрите также
Документарные операции, как форма банковских расчетов
В международной торговле существует
одна базовая дилемма. Представим себе экспортера и
импортера, которые хотят заключить сделку. Однако живут они в разных странах,
довольно далеко друг от ...
Вексель – как форма денежного обращения
Если заглянуть в
историю, то можно заметить, что вексель это первая форма ценной бумаги в
хозяйственной жизни общества. Вексель издавна применялся как удобное средство
для оформления расчет ...
Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в
нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму
хозяйствования и соответствовала административно-командным ...