Анализ банковской ликвидности
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банковская прибыль и ликвидность / Анализ банковской ликвидности
Страница 2

Для банка деньги являются и оборотным капиталом, и в какой-то степени продуктом. Если производственные предприятия основывают свою деятельность на кругообороте капитала преимущественно в товарной форме и их ликвидность зависит от ликвидности товаров, то банк, осуществляя кругооборот капитала в денежной форме как активный участник денежного рынка, имеет дело в первую очередь с долговыми обязательствами (как кредиторов, так и заемщиков).

В то же время банк выступает как самостоятельный финансовый институт, отнюдь не являющийся благодетелем. За свою деятельность, за предоставление услуг он должен получать доход, покрывающий его расходы, т.е. стоимость (цена) его услуг должна быть на уровне, достаточном для дальнейшего развития.

Как известно, коммерческие банки являются учреждениями, которые не могут функционировать изолированно от экономической среды. Это вытекает из предназначения как финансовых посредников, соединяющих косвенным образом заемщиков и кредиторов.

Основным показателем ликвидности банковской системы является величина остатка средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном банке. Регулируется путем изъятия излишних или предоставления дополнительных денежных средств банкам посредством различных финансовых инструментов: норма резервирования, депозитные операции (сделки РЕПО, ломбардное кредитование под залог ГКО), сделки СВОП.

В отношении баланса коммерческого банка различают ликвидность активов и ликвидность пассивов. Ликвидность пассивов – легкость, с которой банк может выпустить долговое обязательство для приобретения клиринговых остатков по разумной цене. Ликвидность активов – это возможность их использования в качестве средства платежа (либо быстрого превращения в средство платежа) и способность активов сохранять свою стоимость.

Банк считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву. Все активы можно расположить по порядку от наиболее до наименее ликвидных. Самыми ликвидными активами являются остатки денежных средств в кассе и корреспондентских счетах банка, краткосрочные межбанковские кредиты (овернайты), ценные бумаги правительства и Центрального банка страны. К числу наименее ликвидных относят вложения в недвижимость и долгосрочные ссуды. Ликвидность банка обусловлена структурой его активов: чем больше доля первоклассных ликвидных средств в общей сумме активов, тем выше ликвидность банка. Ликвидность зависит и от структуры пассивной части баланса, например, увеличение доли срочных вкладов повышает банковскую ликвидность.

Общественное признание деятельности банка как самостоятельного субъекта предполагает, что цена производимого им продукта в виде банковских услуг должна быть как минимум неотрицательной.

Таким образом, каждый коммерческий банк сталкивается с проблемой ликвидности по меньшей мере дважды: во-первых, в качестве технического исполнителя своей роли на денежном рынке, осуществляя платежи участников рынка друг другу. Во-вторых, в качестве самостоятельного субъекта финансово-кредитной сферы, получающего прибыль или убытки от своей деятельности, банк сталкивается с ликвидностью своего собственного товара – банковских услуг. Следовательно, ликвидность коммерческого банка связана, с одной стороны, с обеспечением наличного и безналичного денежного оборота по счетам своих клиентов, а отсюда с поддержанием соответствия между активными и пассивными операциями по срокам окончания обязательств, а с другой – с обеспечением стабильного минимума прибыльности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Виды кредитных денег, их характеристика. Особенности электронных денег
 Средство платежа - наиболее развитая функция денег. Она развивалась на базе усложнения хозяйственных связей, оказывая влияние на развитие и состояние банковских и финансовых систем, находясь ...

Депозитная политика коммерческого банка
Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет заемных средст ...

Банковский маркетинг и его свойства
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. ...