Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения
Статьи о банковском деле и кредитовании / Антикризисное управление в кредитных организациях / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения
Страница 1

Разработка плана финансового оз­доровления — ответственный этап в процедуре сана­ции кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто частичное или полной восстановление утраченной платежеспособности, повысится ликвидность, улучшатся показатели рентабельности и проч. Однако, практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. Практически все поступившие в Управление по организации бан­ковского санирова­ния планы в перво­начальном вариан­те не соответство­вали требованиям Банка России, из­ложенным в указа­ниях ЦБ РФ №363 от 22.11.96 г. «О пла­нах санации кредитных ор­ганизаций» и методических рекомендациях [23, 24], и были возвращены в банки на до­работку.

Какие же ошибки и недочеты наибо­лее часто встречаются в пла­нах санации?

q ориентация на недостовер­ный бухгалтерский баланс. Составителям планов сана­ции необходимо точно пред­ставлять размеры дефицита финансовых средств у того или иного банка, иначе пла­нируемые меры окажутся не­адекватными. Поэтому очень важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как ак­тивные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действую­щими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован ре­зервный фонд и оплачен ФОР. В итоге, если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то реальной окажется и величина мини­мально необходимого капита­ла, при которой обязатель­ные экономические нормати­вы будут выполняться;

q нежелание или отсутствие возможностей у собственников кредитных организаций осуществлять соответствующие меры, направленные на оздоровление ситуации в их банке. Кроме того, нередки случаи, когда собственники банков, являющихся фактически банкротами, не имея ресурсов для их оздоровления, не передают контроль над банками инвестору, готовому осу­ществить мероприятия по финансовому оздоровлению.

q деклара­тивный характер, т.е. отсут­ствие документов, подтверж­дающих реальность заплани­рованных мероприятий. На­пример, если идет речь об увеличении уставного капитала, то необходимо представить протокол общего собрания акционеров банка, приняв­шего такое решение, с указа­нием сроков его выполнения и инвесторов, желающих увеличить уставный капитала банка; их письма, подтверждающие осведом­ленность о реальном финан­совом состоянии банка, бух­галтерские балансы, заве­ренные в ГНИ, с наличием чистых активов, достаточ­ных для инвестирования в уставный капитал банка, ко­пии аудиторских заклю­чений. Запрашиваются также до­кументы, подтверждающие факт представления на реги­страцию проспекта эмиссии ценных бумаг, отчета о ее вы­полнении, нового состава ак­ционеров или участников, из­менения величины уставного капитала. В приложения к плану санации должны быть вклю­чены такие копии договоров банка: о переуступке прав требований, о. переоформле­нии краткосрочной кредит­ной задолженности в долго­срочную, цессии, определе­ния арбитражного суда по взысканию с должников вы­данных банком ссуд и дру­гие документы, подтверж­дающие выполнение банком мероприятий плана сана­ции. В плане санации должен содержаться график выполнения банком тех или иных мероприятий и дости­жения определенных целе­вых установок. При наличии указанных недостатков пла­ны санации возвращаются на доработку с требованием представить подтверждаю­щие документы. Если план финансового оздоровления отвечает предъявляемым требованиям, он принимается Главным управлением;

q на сегодняшний день объек­тами санирования являются банки, отнесенные к 4-й груп­пе проблемности, то есть име­ющие внешние, ярко выраженные признаки бан­кротства. Во многих из этих банков убытки и дефицит финансовых ресурсов так ве­лики, что невозможно найти инвесторов для восстановле­ния платежеспособности. Поэтому представляется целесообразным, чтобы Цен­тральный банк подключался к организации банковского санирования в тот момент, когда кредитные организа­ции еще не вошли в стадию банкротства и когда имеется больше возможностей для их финансового оздоровления, то есть необходимо начинать процедуру санации в банках, отнесенных к 3-й группе про­блемности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Банковские услуги
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях пере­хода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков  и ...

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значительное сокр ...

Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития
Цель курсовой работы - разобраться  в российской банковской системе, её институциональных изменениях и сформировать мнение о состоянии банковской системы на сегодняшний день. Для этого я пр ...