Банковские «болезни» и тенденции развития банковской системы
Банки и банковские системы / Банки и их роль в современной экономике / Банковские «болезни» и тенденции развития банковской системы
Страница 3

Сразу после 17 августа руководители ряда бан­ков дружно возложили всю вину за свое падение на государство. Действительно, вроде бы толчком к резкому обострению ситуации в банковской сфере стали, как известно, принятые в августе решения о приостановлении выплат по ГКО-ОФЗ и после­довавшая масштабная девальвация рубля. Но, как совершенно справедливо отметил В. В. Геращенко, корни столь серьезного кризиса гораздо более глу­бокие. Причины заключаются в недостаточно квалифицированном управлении банковскими рис­ками, в первую очередь - валютным и кредитным, в недостаточности капитала многих российских бан­ков и чрезмерном увлечении операциями на фи­нансовом рынке, в том числе и чисто спекуля­тивными, в ущерб более трудоемкой и часто менее прибыльной работе с реальным сектором эко­номики.

Не противоречит этой точке зрения и позиция исполнительного вице-президента АРБ В. С. Заха­рова. Свое видение внутренних причин кризиса в банковской системе он связывает, прежде всего, с низким уровнем менеджмента, отсутствием в ряде банков, особенно самых крупных, систем управле­ния, адекватных объему выполняемых операций. Эти банки стали жертвами так называемого не­контролируемого роста, при котором расширение их операций происходило без создания соответст­вующего контроля за их проведением. Отмечается, что во многих банках плохо налажено управление рисками, нарушались размеры риска на одного заемщика. К обычным банковским добавлялись риски, связанные с владением промышленными и другими предприятиями. Некоторые банки не соб­людали элементарные принципы бережливости; без учета доходов осуществлялись расходы на строи­тельство дорогостоящих офисов, приобретение престижных иномарок, содержание управленческого аппарата. Перечислив указанные выше причины, руководитель АРБ делает важный вывод - причины кризиса накапливались задолго до его начала.

Следовательно, и главой Банка России, и руко­водством АРБ фактически делается общий вывод, что корни банковского кризиса находятся глубоко внутри нашей системы, поэтому их выявление и устранение внутренних причин должно стать важнейшей задачей проводимой реструктуризации банковской системы. В ходе решения данной зада­чи представляется особенно важным установить нормальные отношения между банками и реальным сектором, ибо "можно воспроизвести прежнюю банковскую систему с нацеленностью многих бан­ков на спекулятивные операции".

Падение крупных банков - не неожиданность. Нынешний финансово-экономический кризис не только нанес стране ощутимый ущерб, но и принес, на наш взгляд, определенную пользу. Так, рухнули некоторые усиленно культивировавшиеся мифы, в частности, что крупные банки более устойчивы, чем мелкие. Причем в докризисный период Банк России упорно стремился поднять планку мини­мального размера собственного капитала для бан­ков, обрекая на фактическую потерю самостоятель­ности или ликвидацию множества хорошо работа­ющих малых банков. Аргументы специалистов в пользу существования малых банков не прини­мались в расчет.

В благополучных по сегодняшним меркам 1995-1996 гг. многим казалось, что наши крупнейшие банки непотопляемы и их в будущем ждут многие лета безоблачного процветания. Крупные банкиры, завтрашние олигархи, а послезавтрашние банкро­ты, делали оптимистичные прогнозы и раздавали жизнерадостные интервью. Если считать, что круп­ным банкам, росшим как на дрожжах, в то время действительно ничего не грозило, - это одно; а если же тогда угроза уже существовала, но банкиры о ней не знали или не воспринимали всерьез, это совсем другое дело.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Успешность функционирования компании
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия ...

Банковский маркетинг. Часть 1
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение э ...

Банк и банковское дело
   1.Вступление.      2.Понятие капитала и банковского дела. 3.Ценные бумаги. 4.Банки-различия и сферы деятельности.      5.Функции коммерческих банков.      История развития ...