Задачи банковской системы на сегодня.
В переходный период (от жесткой административной системы управления экономикой к рыночному хозяйству) банковская система должна решать не только свои "внутренние" проблемы, но и способствовать реформированию экономики в целом.
Во-первых, она должна обеспечивать экономически оправданное (в кратко- и долгосрочном планах) распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку, ценообразования и ценовых пропорций.
Во-вторых, банковский сектор должен поддерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в том числе создавая препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита бюджета и раскручиванию гиперинфляционных процессов. Одно из необходимых (но иногда и недостаточных) условий для этого - независимость Национального банка во взаимоотношениях с Правительством.
В-третьих, банки должны создавать условия для открытия экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и "портфельных" инвестиций, рабочей силы, способствовать переходу к конвертированности национальной валюты.
В-четвертых, банкирство, согласно назначению, должно не только обеспечивать финансовую дисциплину, но и учить клиентуру (население, предприятия, государство) считать деньги, что в результате приводит к умению экономически мыслить, развивая предприимчивость у субъектов национальной экономики.
Предпосылки жизненного функционирования банковской системы.
Общеизвестно, что, в отличии от товаропроизводительного сектора экономики, денежно-кредитная сфера является более мобильной по своей природе. Расходы и время на создание нового продукта в ней значительно меньше, чем, например, в промышленности, где решающую роль играют качество и структура основного капитала, сложности в изменении технологий, сформированные корпоративные связи. В этом видится один из аргументов в пользу опережающего темпов реформирования кредитно-финансовой системы, банковского сектора и, как следствие, использование его в качестве "локомотива" трансформирования экономики. Расширение предложения услуг клиентуре (как предприятиям, так и населению) со стороны финансовых институтов должно способствовать формированию денежного рынка и рынка капиталов, облегчению приватизации, оптимизации системы распределения и использования ресурсов, изменению ценовых пропорций в экономике.
Очевидно, что более динамичный и направленный ход реформ в денежно-кредитной сфере позволял бы всей экономике преодолевать переходный период менее болезненно. Инфляционные следствия дефицита бюджета, иждивенческое отношение государственных предприятий к кредитным ресурсам могли бы быть менее драматичными, если бы заранее, до либерализации цен, осуществился переход взаимоотношений между Национальным банком и Правительством на качественно новые начала - оформление кредитов Правительству ценными бумагами, проведение более определенной структурной политики.
Устойчивость денежной системы зависит от общих условий макроэкономического равновесия между накоплением и инвестиционным спросом и от механизма перелива капиталов, обеспечивающих целостность хозяйственной системы. Кроме того, падение покупательной способности денег связано с возникновений в экономике устойчивых монополистических связей. Таким образом, инфляция имеет прежде всего, не денежный, а финансово-воспроизводственный и производственный характер. Поэтому борьба с ней должна осуществляться путем общего оздоровления экономики, практического создания новой экономической среды.
Тесная взаимосвязь банковского капитала с промышленным.
Иная проблема - неоправданно тесная привязка банковского капитала к промышленному. Около 4/5 уставных фондов действующих коммерческих банков сформировано на средства госпредприятий. Стремление последних создать "карманные" банки вполне понятно. Интересы учредителей состоят не только в получении дохода на вложенный капитал, но и в намерениях повысить качество и оперативность в банковском обслуживании самих основателей. Нельзя не учитывать то, что иных "свободных средств", а потому и источников формирования уставного капитала для вновь создаваемых банков в государственной экономике просто не существует. Но подобного рода "участие" госпредприятий не редко приводит к потере банками самостоятельности, заинтересованности в работе с независимой клиентурой. Система "особенных" отношений с клиентом-учредителем, естественно, не способствует добросовестной организации банковской практики, позволяет использовать преференцированный доступ к ресурсам банка
Смотрите также
Банковская система России
Одной из основных и неотъемлемых структур в экономике
является банковская система. Развитие банков шло параллельно и тесно
переплеталось с товаропроизводством и товарообращением. При этом ба ...
ПАССИВНЫЕ
ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
...
Банковский маркетинг и его свойства
Реализация
товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в
условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не
составляет исключения. ...