Институциональные изменения банковской системы
Банки и банковские системы / Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития / Институциональные изменения банковской системы
Страница 2

Во второй половине 20-х годов развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обя­занности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации бан­ковской системы. В 1927 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым Государственный банк получал опера­тивное управление всей банковской системой, что ликвидирова­ло право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков. Очередным этапом реорганизации стало жесткое раз­граничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В целом в 1927— 1929 гг. были ликвидированы специфические кредитные функ­ции банков, что превратило банковское кредитование в разно­видность государственного планового финансирования.

Кредитная реформа 1930—1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Ее сутью: была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была пере­строена по функциональному признаку: выделен общегосудар­ственный банк краткосрочного кредита и создана система спе­циализированных банков для обслуживания капитальных вло­жений. Такая банковская система была однозвенной и состояла из: Госбанка СССР; четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования и долгосрочного кредитования капи­тальных вложений. В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована: два банка — Сельхозбанк и Цекомбанк — были упразднены, а их функции переданы Госбанку. Окончательная структура банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988 г.

Очередные изменения в политике страны, переход к рыноч­ным отношениям привел к изменениям и в банковской системе. В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял реше­ние о ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль «банка банков», были созданы пять отраслевых банков. Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредито­вание и обслуживание жилищного хозяйства и социальной сфе­ры; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сбе­регательных касс и обслуживавший население и Внешнеэконо­мический банк (Внешэкономбанк), специализировавшийся на внешнеэкономической деятельности.

Такое множество банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон «О кооперации» (1988 г.), который позволил образоваться коо­перативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредито­вании и привлечении средств. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия от­крытия банковских кооперативов привели к широкой волне воз­никновения банков, своеобразному «банковскому буму». К 1 ян­варя 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год — 224, а к концу 1991 г. — 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой «банки однодневки», ко­торые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходили новые, предлагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.

Определенный порядок наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. было принято два закона: Закон «О Государственном банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в кото­рых были определены условия открытия банков, пути и методы контроля за ними. Затем был принят Закон «О банках и банков­ской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.

Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1414 коммер­ческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Но по сути основная их часть состояла из мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн. руб.). Крупных банков (уставный капитал более 200 млн. руб.) было 24, или 2% от общего количества. Основными крупными банка­ми стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация персо­нала, нехватка капитала, неверная процентная политика, высо­кий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Банковская система Российской Федерации
Число действующих российских кредитных организаций к началу четвертого квартала 1997 года достигло 1764, из них 1742 коммерческих банков и 22 небанковских кредитных организаций. В том числе 6 клиринго ...

Система организации труда
Система организации труда на предприятии представляет собой комплекс основных направлений деятельности различных видов, форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, направленных на обесп ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...