Третье. Внутренние проблемы условно можно разбить на три группы. Сформулированные в перечне четвертая и шестая проблемы возникли как следствие недостаточной квалификации или низкого качества работы высших руководителей конкретных коммерческих банков. Пятая и седьмая - в результате сочетания недостаточного контроля за работой банков со стороны акционеров и несовершенства банковского надзора. Первая и вторая - как бы итог совместного влияния двух названных ранее групп. Такая классификация позволяет сделать интересный вывод.
Таким образом, данный анализ дает основания утверждать, что одной из главных причин падения крупных российских банков является низкое качество управления, а не какие-либо внешние причины. В этом плане представляется неполным определение исходных причин, обусловивших кризис банковской системы России, данное правительством Российской Федерации и Банком России в указанном выше документе. В нем эти причины сведены лишь к "неудовлетворительному состоянию реального сектора экономики и государственных финансов, выразившемуся в спаде производства и хроническом дефиците государственного бюджета". Эта исходная причина действительно серьезная, но нельзя лишь этой, внешней по отношению к банкам, причиной объяснять кризис банковской системы. Именно не менее серьезной внутренней причиной, его породившей, является низкое качество управления во многих крупных коммерческих банках, что вызвало паралич системы расчетов.
Корни кризиса скрыты глубоко. Если проанализировать уровень непосредственного руководства банковским сообществом, то руководители и эксперты констатируют, что причиной банковского кризиса явилось неудовлетворительное состояние банковского менеджмента, и это, на наш взгляд, соответствует действительности. Но правомерно задать вопрос, почему системы управления в крупных российских банках пришли в состояние, когда они не смогли адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, т. е. выполнять свои основные функции.
Падение крупных банков - не неожиданность. Нынешний финансово-экономический кризис не только нанес стране ощутимый ущерб, но и принес, на наш взгляд, определенную пользу. Так, рухнули некоторые усиленно культивировавшиеся мифы, в частности, что крупные банки более устойчивы, чем мелкие. Причем в докризисный период Банк России упорно стремился поднять планку минимального размера собственного капитала для банков, обрекая на фактическую потерю самостоятельности или ликвидацию множества хорошо работающих малых банков. Аргументы специалистов в пользу существования малых банков не принимались в расчет.
В благополучных по сегодняшним меркам 1995-1996 гг. многим казалось, что наши крупнейшие банки непотопляемы и их в будущем ждут многие лета безоблачного процветания. Крупные банкиры, завтрашние олигархи, а послезавтрашние банкроты, делали оптимистичные прогнозы и раздавали жизнерадостные интервью. Если считать, что крупным банкам, росшим как на дрожжах, в то время действительно ничего не грозило, - это одно; а если же тогда угроза уже существовала, но банкиры о ней не знали или не воспринимали всерьез, это совсем другое дело.
Системы управления крупных банков состоят из довольно большого количества элементов и связей. Учитывая, что качество таких систем, включая их надежность, определяется состоянием наиболее слабых элементов, становится понятным, что эта задача, решаемая даже крупнейшими банками в лучшем случае на интуитивном уровне, имеет немного шансов на действительно хорошее практическое решение. Таким образом, небольшие и средние банки при условии целенаправленной концентрации своих усилий имеют возможность выйти на более высокие параметры качества и на class=WordSection13>
дежности функционирования своих внутренних систем.
Смотрите также
Приложения
...
Вексель и вексельное кредитование: содержание и российская практика применения в кредитных учреждениях
Ни один из
инструментов современного финансового риска, кроме, конечно, самих денег во
всех многочисленных проявлениях их экономических функций, не может сравниться
по своей истории и знач ...