Исследование ключевого понятия темы настоящей курсовой работы, необходимость которого показана во Введении, выявило, что малое предпринимательство – это сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.Малое предпринимательство играет весьма значительную роль в экономике развитых стран: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше половины трудоспособного населения и производят более половины ВВП в развитых промышленных странах, способствуют формированию конкурентной среды.В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот, трудоустройство рабочих, уволенных в результате реструктуризации приватизированных предприятий.Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день не на высоком уровне. И, несмотря на увеличение доступности кредитных ресурсов, выразившейся в снижении процентных ставок, предложении более удобных схем выплаты-погашения кредита для заемщиков, реакция указанного сектора экономики остается достаточно вялой.Несомненно, малые предприятия нуждаются в особом внимании и льготах со стороны государства в связи с его (государства) интересом в развитии малого предпринимательства в стране. Среди предложений авторов различных публикаций на эту тему можно отметить следующие:· необходимость создания максимально прозрачной и понятной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере малого предпринимательства;· ускорение процедур, связанных с регистрацией и оформлением сделок субъектов малого предпринимательства;· создание гарантийных фондов, предоставляющих гарантии кредитным институтам, выдающим кредиты под проекты субъектов малого предпринимательства;· льготы для малых предприятий, выражающиеся в отнесении на себестоимость для целей налогообложения расходов, связанных с получением и погашением кредитов;· увеличение объемов госзаказов, размещаемых среди малых предприятий на конкурсной основе, и объемов госзаказов реально оплаченных государством.Однако нужно уяснить, что если коммерческие банки “не смогут” прокредитовать инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства из-за того, что не владеют соответствующими технологиями, то усилия правительства и ЦБ не будут иметь должного эффекта.Сейчас многие банки начинают реализацию соответствующих программ. Причина усиления внимания в России к малым предприятиям со стороны банков именно в последние годы кроется, как кажется автору, не в осознании весомой роли малого бизнеса в экономике нормальной страны и не усилением господдержки. Основная мотивация для банка – прибыль. В условиях снижения инфляции банки уже не могут зарабатывать на обесценении вкладов; снижающаяся доходность инструментов финансового рынка вынуждает их искать новые источники доходов. В то же время в России существует достаточно большой рынок приложения банковских активов – малые предприятия. Несмотря на общие проблемы этого сектора экономики, определяющие повышенные кредитные риски - неустойчивость, отсутствие нормального обеспечения, экономическая неграмотность малых бизнесменов, - существует немалое количество стабильно работающих фирм, нуждающихся в расширении бизнеса, просто доходных проектов. В последнее время у российских банков появляются выходы на мировой рынок ссудного капитала, в ряде случаев это капитал сам приходит в Россию. И тогда становится очевидным преимущество тех банков-энтузиастов, которые еще несколько лет назад объявили одним из приоритетов своей деятельности работу с малым бизнесом. Наработанные технологии позволяют этим банкам эффективно конкурировать на этом новом рынке. Сегодняшняя ситуация позволяет банкам на практике работать над совершенствованием этих технологий. И когда объективные потребности в структурной перестройке российской экономики, в коренной модернизации ее технической базы неизбежно приведут к взрывообразному росту спроса на инвестиции со стороны малого бизнеса, тогда в полной мере и проявится превосходство таких банков.