Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 году.
Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:
— отсутствие вексельного обращения;
— выполнение банками по существу роли второго госбюджета;
— списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
— операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;
— потеря банковской специализации;
— монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
— низкий уровень процентных ставок;
—слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;
— неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.
Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:
— банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности – государственной;
— сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;
— реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;
— не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;
— продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;
— банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность;
— не был создан денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
— произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;
— возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;
— реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений – важных кредитных источников.
Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности.
Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции.
Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.
За минувшие двадцать лет банковская система России прошла этапы активного развития и периоды кризисов.
Спасение банковской системы — первостепенная задача руководства страны.
Смотрите также
Банковский продукт – как инструмент удовлетворения потребности клиентов в условиях рынка
Коммерческий
банк, выступая
сегодня в Российской Федерации как юридическое лицо, самостоятельный агент,
производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги,
удовлетворяе ...
Документарные операции, как форма банковских расчетов
В международной торговле существует
одна базовая дилемма. Представим себе экспортера и
импортера, которые хотят заключить сделку. Однако живут они в разных странах,
довольно далеко друг от ...
Приложения
...