При аккредитивной форме расчетов соблюдается основные правила совершения расчетов: продукция оплачивается после ее отгрузки; оплата производится с согласия плательщика: плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора; аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение. Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа. Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, в том числе: при открытии депонированного аккредитива средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; а при открытии гарантированного аккредитива банк несет повышенные риски; кроме того, замедляется грузооборот, т.к. поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить готовую продукцию и несет дополнительные затраты по ее хранению; схема документооборота относительно сложна.
Расчеты чеками.
В настоящее время предприниматели могут рассчитываться расчетными чеками и при помощи чековых книжек.
Чек выдается банком за счет средств, хранящихся на счетах предприятий и организаций. Для получения чека предприятиям и организациям открывается депонированный счет на любую сумму; на этот счет перечисляются средства с расчетного счета.
Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованные в книжки установленного образца по 10, 20, 25 и 50 листов. Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Для получения чековой книжки юридическое лицо представляет в банк заявление. Банк депонирует средства заявителя на счете, с которого оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком в пределах которой (лимита) он может выписывать чеки.
При выписке каждого чека на корешок переносится остаток лимита и заверяется ответственным лицом.
Срок действия чековой книжки исчисляется со дня выдачи и устанавливает банком по согласованию с клиентом.
Чеки подписываются в момент установления суммы платежа.
Приобретая товар или получая услуги, предприниматель выписывает расчетный чек и передает его поставщику – получателю средств. Чек действителен в течении 10 дней, не считая дня выписки. Чеки, поступающие в платеж, как правило, должны сдаваться чекодержателем в банк на следующий день со дня выписки вместе с реестром чеков. После проверки правильности составления реестров, проверки чеков и соблюдения сроков их действия банк зачисляет сумму, указанную в чеке, на счет получателя денег, списав ее со счета, на котором депонированы денежные средства, или с расчетного или ссудного счета (если книжка выдана под гарантию банка). При расчетах их лимитированный чековых книжек гарантируется платеж поставщику, но отвлекаются средства из хозяйственного оборота плательщика на относительно длительный срок. Этот недостаток нивелируется при выдаче чековой книжки под гарантию банка, но для банка данная разновидность расчетов обладает повышенным риском и возможна только при его полной уверенности в платежеспособности клиента.
Кроме перечисленных выше основных форм безналичных расчетов в отдельных эпизодических случаях применяются такие специфические формы расчетов, как плановые платежи, зачеты взаимных требований и расчеты платежными требованиями-поручениями.
Расчеты в порядке плановых платежей
осуществляются по специальной договоренности сторон при равномерных, постоянных поставках товаро-материальных ценностей или оказания услуг между поставщиком и покупателем. Поставщик по условиям договора берет на себя обязательство отгружать продукцию покупателю в установленных размерах и в определенные сроки исходя из согласованного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки, определенные договором (ежедневно или периодически) производить плановый платеж исходя из периодичности платежей и планового объема поставок.
При переходе на расчеты плановыми платежами стороны сделки направляют в обслуживающие их банки копии согласований с реквизитами контрагента сделки, указанной длительности расчетных периодов, сроков перечисления платежей, счетов, с которых будут производится платежи и зачисляться средства, сроков выверки и порядка завершения расчетов.
На каждый плановый платеж выписывается и передается банку платежное поручение, совершающее свой обычный документооборот.
Смотрите также
Банковская система и малые предприятия
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только сущ ...
Успешность функционирования компании
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия ...
Документарные операции, как форма банковских расчетов
В международной торговле существует
одна базовая дилемма. Представим себе экспортера и
импортера, которые хотят заключить сделку. Однако живут они в разных странах,
довольно далеко друг от ...