Банкомат, как элемент электронной системы платежей
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банковские услуги / Банкомат, как элемент электронной системы платежей

Банкоматы (АТМ – Automated Teller Machine) - это многофун­кциональные автоматы, так называемые автобанки, управляемые пос­ледним поколением магнитных карточек. Первые АТМ появились в кон­це 1960-х годов. Большинство первых автоматов выдавали лишь не­большие суммы наличных денег. В конце 1960 - начале 1970 годов наблюдались большие трудности с использованием кассовых автома­тов. В результате большинство клиентов предпочитали выполнять свои операции традиционным способом непосредственно в банк.

В конце 1970 начале 1980-х годов увеличилось число кассовых автоматов, было улучшено их расположение и. повышена надежность. Все это не замедлило сказаться на увеличении числа пользователей. Возросли также объемы услуг, выполняемых кассовыми автоматами. И в банковской практике появился термин АТМ, означающий кассовый автомат, который выполняет несколько различных операций.

Начало бурного развития банкоматов относится к 1980-м годам. В настоящее время они представляют собой наиболее быстро и успеш­но развивающуюся форму электронных банковских услуг населению. Су­ществуют банкоматы разных поколений и классов, в том числе авто­номные банкоматы; АТМ, подключенные к центральному компьютеру банка и являющиеся элементами компьютерной банковской системы; универсальные и специализированные банкоматы.

Банкоматы управляются при помощи последнего поколения маг­нитных пластиковых карточек. На магнитной полосе карточки "запи­сана" информация о финансовом положении ее владельца. Вставив карточку в АТМ, она набирает свой персональный номер и тем самым, подключает банкомат к электронной системе расчетов для проведения на банковском счете клиента. "Считав" информацию с карточки, ЭВМ "находит" счет клиента и может осуществить, например, следую­щие операции: выдать наличные денежные средства со счета клиента или принять наличные или чек клиента в депозиты сообщить баланс счета клиент может заказать чековую книжку или отчет о движении средств на счете за определенный период (если банк располагает информацией о получателе средств); выполнять периодические плате­жи; давать справки о последних банковских инструкциях; выдавать чеки для путешествий; принимать заявления на ссуды и т.д."

Использование банкоматов для выполнения простых. банковских операций высвобождает банковских служащих, позволяя им сосредото­чится на оказании более специализированных видов услуг, и дает возможность в долгосрочной перспективе сократить затраты на пре­доставление услуг населению.

В будущем предполагается увеличить время работы до 24 часов в сутки, осуществлять меры по развитию сети АТМ. Но чтобы полнее реализовать потенциал банкоматов, банк должен увязать услуги, предоставляемые АТМ с услугами, оказываемыми отделениями, бан­ковским обслуживанием клиентов на дому и другими способами оказа­ния услуг в общую систему обслуживания клиентов.

Смотрите также

Банковская тайна
Банковская тайна и ее соблюдение включают несколько аспектов: юридический, организационный (охрана банка), технический (применение мер защиты к самим документам). Юридический ...

Денежно-кредитная политика Национального банка Киргизской Республики
Содержание: Введение                                                                                                  3 ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика.     ...

Системы банковских телекоммуникаций
       Банковские услуги в настоящий момент, как и в течении всего периода перехода России к новому типу экономики, являются одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности в на ...