Глобальный “голод” инвестиций в истощенное производство товаров и услуг в настоящее время не может быть удовлетворен за счет госбюджета ввиду его дефицитного характера и отхода государства от производственных и инвестиционных функций. Отраслевые механизмы капиталовложений также разрушены. Обесточены собственные ресурсы многих предприятий. В этих условиях становление и развитие рынка ценных бумаг является, по сути, единственно возможным направлением создания эффективного механизма мобилизации и распределения основных капиталов.
Обращение ценных бумаг позволяет непрерывно осуществлять перераспределение капитала более эффективным владельцам и распределителям.
Вексельное обращение ускоряет и совершенствует расчеты, снижает дефицит платежных средств.
Банки, привлекая свободные денежные средства населения и юридических лиц, являются активными участниками рынка ценных бумаг.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года, который ввел вексель в хозяйственный оборот, предусматривалось, что они будут использоваться при поставках продукции или оказании услуг в кредит, т.е. введены коммерческие или товарные векселя. Из этого логическим образом вытекало, хотя об этом и не было сказано прямо, что промышленным предприятиям запрещается эмиссия векселей в целях привлечения денежных средств.
Однако вскоре появились финансовые векселя банков. Затем финансовые фирмы стали активно привлекать средства вкладчиков, и часть из них для придания этой операции большего веса оформляли свою задолженность также векселями. Прибегают к выпуску векселей и муниципальные власти для финансирования дефицита бюджета или привлечения средств под свои программы. Таким образом, можно констатировать, что при отсутствии четкой регламентации использования векселей и фактическом отсутствии госрегулирования их обращения вексель стал применяться в качестве заменителей других фондовых инструментов (облигаций, сертификатов).
Остановимся на некоторых аспектах функционирования вексельной системы в России.
В октябре 1993 года Президент РФ издал Указ № 1662 который предписывал коммерческим банкам переоформить финансовыми векселями просроченную кредиторскую задолженность предприятий по состоянию на 1 ноября 1993 г Эту операцию планировалось завершить за три месяца, т.е. к 31 января 1993 г Однако банки, на которые пришлась бы основная работа по переоформлению этой задолженности, дружно выступили против Указа, о чем Председателем Банка России было направлено на имя Президента РФ письмо № 01 – 07/ 692. В результате Указ практически не был выполнен.
Однако проблема неплатежей предприятий продолжала принимать угрожающие формы, и в мае 1994 года Президент РФ издает Указ № 1005, в котором после проведения чековой приватизации вновь предписывалось предприятиям перевести в векселя единого образца. Одновременно с этим давались поручения Центральному банку РФ, министерствам и ведомствам по разработке процедур переучета векселей, облегченных процедур опротестования их и обращения взыскания на имущество должника. Во исполнение этого Указа Правительство РФ выпустило постановление № 1094, которое вводило с 1 ноября 1994 г. единый образец бланков простого и переводного векселей. Изготовление бланков векселей поручено Министерству финансов РФ, а их распространение – органам Федерального казначейства и Центральному банку РФ.
Наибольшее распространение в России получили банковские векселя. Они эмитируются обычно для двух целей – для получения инвесторами дохода от их покупки и для выполнения расчетных функций между предприятиями. Некоторые векселя сочетают в себе обе эти функции.
Смотрите также
Банковская тайна
Банковская
тайна и ее соблюдение включают несколько аспектов: юридический,
организационный (охрана банка), технический (применение мер
защиты к самим документам). Юридический ...
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В настоящее время основным инструментом,
характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее
финансовой деятельности. К нашему огромному сожалению, не всегда ...