Принципы организации безналичных расчетов
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банковское право / Принципы организации безналичных расчетов
Страница 1

В процессе хозяйственной деятельности у субъектов экономической деятельности возникает необходимость заключать гражданско-правовые сделки и производить расчеты, из них вытекающие. То есть против полученных работ, услуг и иных ценностей передавать поставщику их стоимостной эквивалент в виде товаров или денег. Расчеты денежными средствами наиболее приемлемы сточки зрения экономической эффективности, так как позволяют наиболее гибко, своевременно и с наименьшими сопутствующими затратами произвести передачу эквивалента стоимости его новому собственнику. В связи с тем, что деньги имеют форму наличных (непосредственно монеты, купюры) а также безналичную форму (деньги на банковских счетах, в виде расчетных документов) можно выделить два вида денежных расчетов: наличный и безналичный.

Безналичные расчеты это – перечисление суммы средств со счетов плательщиков на счета получателей, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных наличными в кассу банка на счета получателей средств. Эти расчеты проводятся банками на основании расчетных документов на бумажных либо электронных носителях.[2] Кроме того, к безналичным расчетам необходимо отнести расчеты ценными бумагами[3], принимая во внимание двойственный характер этого платежного инструмента; и отметить, что безналичные расчеты через банки реализуются в многообразных формах, наиболее интересными из которых являются расчеты чеками и пластиковыми картами.

К основным принципам организации безналичных расчетов можно отнести следующие:

- эта сфера хозяйственных операций субъектов хозяйствования обязательно является регулируемой, и порядок и правила осуществления расчетов определяется законодательством и уполномоченными на это органами.

- Участники расчетов открывают по своему выбору и с согласия банка расчетные счета. Банки осуществляют обслуживание клиентов на основании заключенных договоров.

- Средства со счетов клиента могут быть списаны, только по его поручению, выраженному в письменной форме на специальных бланках; при условии наличия договоренности между банком и клиентом поручение может быть также оформлено в электронном виде.

- Состояние банковских счетов клиента, а также содержание операций, проводимых по этим счетам является банковской тайной.

- Приостановление операций по счету, а также изъятие средств со счета клиента возможно только по решению компетентных органов и решению суда.

- Банки несут ответственность перед клиентами за несвоевременность перечисления денежных средств. Но не несет ответственности за содержание операций проводимых клиентами – все споры между участниками расчетных операций проводятся без участия банка. При осуществлении платежной операции банк обязан проверить достоверность и формальное соответствие документов клиента.

- Банки обязательно ведут учет состояния счетов клиентов и предоставляют им выписки о состоянии их счетов, согласно действующим нормативным актам.

- Безналичные расчетные операции проводятся с использованием платежных инструментов, которые обязательно должны содержать информацию: об их эмитенте, платежную систему в которой они используются, правовое основание совершения операции, держателя платежного инструмента и получателя средств по нему.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Банковская система России
Одной из основных и неотъемлемых структур в экономике является банковская система. Развитие банков шло параллельно и тесно переплеталось с товаропроизводством и товарообращением. При этом ба ...

Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом (по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на комплексном анализе рынка, ...