В состав годовой бухгалтерской отчётности коммерческих банков включаются:
Ø Годовой баланс (ф. № 101)
Ø Отчёт о прибылях и убытках (ф. № 102)
Ø Приложение к балансу об использовании прибыли и фондов (ф. № 126)
Ø Расчёт резерва на возможные потери по ссудам (ф. № 115)
Ø Отчёт о состоянии внутреннего контроля в банке
Ø Объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчёту
Для составления годового бухгалтерского отчёта банки в конце отчётного года проводят необходимую подготовительную работу. Прежде всего банки проводят инвентаризацию всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах денежных средств и ценностей, основных средств, хозяйственных и других материалов, расчётов. В ходе подготовительной работы анализируется дебиторско-кредиторская задолженность, принимаются активные меры по её погашению. Нереальные суммы подлежат списанию с баланса и отнесению на убытки. Анализируется кредитный портфель и принимаются меры по выявлению нереальной ссудной задолженности, а также начисленных процентов по таким ссудам и их списанию в установленном порядке. Аналогичная аналитическая работа проводится по всем другим видам активов (вложениям в ценные бумаги, совместной хозяйственной деятельности и др.) с целью отражения в годовом балансе реальных и достоверных активов и пассивов.
По результатам инвентаризации принимаются меры по урегулированию выявленных расхождений (излишки и недостачи должны быть отражены по балансу в отчётном году), оформляются документы на взыскание сумм с виновных лиц, списываются в установленном порядке нереальные активы, включая безнадёжные ссуды, проценты, другие долги, а также стоимость пришедших в негодность основных средств, хозяйственного инвентаря и материалов.
Перед составлением годового бухгалтерского отчёта завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами. В первый рабочий день нового года по всем лицевым счетам клиентам вручаются или отсылаются по почте выписки из лицевых счетов с остатками на 1 января нового года. В этих целях составляются проверочные ведомости.
Ответственность за своевременное и качественное составление годового отчёта возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банков. Главный бухгалтер обязан до подписания годового отчёта лично сверить отчётные данные всех форм с данными баланса на 1 января нового года с учётом заключительных оборотов с актами ревизий, инвентаризации денежных средств, имущества и материалов. Отчёт о прибылях и убытках должен отражать реальные доходы и расходы, отнесённые на финансовые результаты, исходя из Правил ведения бухгалтерского учёта.
Особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль относятся к компетенции налогового учёта и не могут влиять на конечный финансовый результат. В объяснительной записке по годовому отчёту оценивается состояние учёта в банке, расшифровываются остатки отдельных счетов.
Годовой отчёт коммерческого банка подлежит аудиторской проверке, целью её является подтверждение достоверности полноты и реальности счёта, соответствие постановки бухгалтерского учёта действующему законодательству и нормативным документам. Годовой отчёт коммерческие банки представляют Банку России с положительным аудиторским подтверждением его достоверности.
Смотрите также
Банковский вексель
Прошедший 1997 г.
ознаменовался количественным и качественным ростом вексельного рынка. Вексель
признан удобным средством расчета за продукцию, услуги и кредиты, а банковский
вексель учас ...
Банковские риски
В условиях
перехода российского хозяйства к рыночной экономике и оживления
конкуренции в банковской сфере руководство любого банка понимает, что
банковской деят ...
Банковская система и тенденции ее развития в современных условиях
Банк
– это автономное, независимое, коммерческое предприятие. Деятельность банка
носит производительный характер. Продуктом банка является формирование
платежных средств (денежной массы), а ...