Основные виды ценных бумаг
Статьи о банковском деле и кредитовании / Виды ценных бумаг и операций с ними коммерческих банков / Основные виды ценных бумаг
Страница 2

так и записи в соответствующей книге регистрации данного вида ценных

бумаг.

В зависимости от содержания текста ценной бумаги, наличия либо

отсутствия указания на хозяйственную сделку и ее основные условия вы-

деляют каузальные и абстрактные ценные бумаги. В каузальных (вкладные

документы, коносамент, отдельные виды акций и т.д.) указываются либо

основные условия выпуска этих бумаг, либо характер, сроки, условия

сделки, лежащей в их основе. Текст абстрактных ценных бумаг (например,

вексель) имеет безусловный характер. Основная масса ценных бумаг

оформляется как каузальные.

Однако на данном этапе наиболее существенным признаком классифи-

кации различных ценных бумаг и определения закономерностей их первич-

ного и вторичного обращения должны служить основные характеристики

эмитента, т.е. лица, выпустившего ценные бумаги. С точки зрения право-

вого статуса эмитента, степени инвестиционных и кредитных рисков, га-

рантий охраны интересов инвесторов и т.д. фондовые ценные бумаги под-

разделяются на две основные группы: государственные и негосударствен-

ные.

Среди государственных ценных бумаг наиболее распространены:

казначейские векселя, представляющие собой краткосрочные обяза-

тельства центральных органов власти;

казначейские боны - особый вид кратко- и среднесрочных казначейс-

ких обязательств сроком от 1 года до 5 лет с фиксированным процентом:

казначейские обязательства (средне- и долгосрочные);

обязательства местных органов власти;

облигационные займы различных органов государственной власти;

беспроцентные (товарные) облигационные займы.

Негосударственные ценные бумаги представлены:

акциями;

долговыми обязательствами предприятий, организаций и банков (об-

лигациями, краткосрочными обязательствами, депозитными сертификатами и

т.д.).

Наиболее распространенными из них являются акции и облигации. Их

основное различие заключается в следующем. Акция в отличие от облига-

ции не является долговым финансовым обязательством. Она представляет

собой свидетельство о внесении определенной суммы средств и тем самым

участвует в формировании уставного фонда акционерного общества и дает

право участия в управлении. Акционер получает возможность участвовать

в работе общих собраний коллектива (по вопросам управления предприяти-

ем, ревизий, утверждения годового отчета) и, что самое главное, в его

прибыли. В последнем кроется еще одно существенное различие. Если по

облигациям величина дохода в форме процента заранее известна ее поку-

пателю, то обладатель акции подобной информацией не располагает. Кроме

того, уплата процента по облигациям гарантируется. При покупке (прода-

же) той или иной акции ее владелец должен руководствоваться лишь теми

сведениями, которые он имеет об экономических перспективах, финансовом

положении и ряде других коммерческих характеристик эмитента. Дивиденд

(доля участия каждого держателя акции в прибыли предприятия) определя-

ется в зависимости от размера годовой прибыли и может быть вычислен

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Банковские риски: виды, методы управления
Банки - центральные звенья в системе рыночных отношений. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночной экономики.      Рассмотрение банковских рисков и их управ ...

Денежная масса: методы измерения и контроль
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот ...

Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом (по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на комплексном анализе рынка, ...