Этот вопрос очень важен, так как разная степень независимости центральных банков означает их различные возможности и методы проведения денежно-кредитной политики.
В мировой практике среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков принято выделять следующие:
1. Доля собственности государства в капитале центрального банка.
2. Процедура назначения или выбора руководства банка;
3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
4. Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
5. Наличие законодательного ограничения кредитования правительства.
Рассмотрим эти критерии на примере Национального банка.
По существующему законодательству, уставный капитал Банка Кыргызстана является государственной собственностью. Но, исходя из зарубежного опыта, следует отметить, что состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики не оказывает существенного влияния на его независимость.
В Кыргызстане, как, например, в Австрии, Великобритании, Дании, США, Германии, руководство банка выбирается или назначается из предложенных кандидатур. Председатель Банка Кыргызстана назначается сроком на семь лет и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано раньше установленного срока. НБКР же более зависим от государства.
В Конституции КР закреплены основополагающие идеи организации и деятельности Центробанка, а в законе – его задачи и функции. Однако в ряде стран, например, в США и Швеции формулировка задач центрального банка в законодательстве дана лишь в общих чертах, а в Англии – вообще не зафиксированы. Эти задачи базируются также в на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.
Неоправданно высока независимость НБКР по фактору права государственных органов вмешиваться в проводимую им денежно-кредитную политику. По существующему Закону «О Национальном банке» НБКР обязан всего лишь предоставить в Жогорку Кенеш проект «Основных направлений денежно-кредитной политики», предварительно представив его Президенту и правительству КР. А Жогорку Кенеш ограничивается его рассмотрением. По степени независимости Нацбанк уступает только центральным банкам Германии и Швейцарии, в законодательстве которых отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка, а также Австрии и Дании, где это право не предусмотрено. Кыргызстан находится примерно на одном уровне с Нидерландами и Швецией, но нельзя забывать, что эти страны имеют давно сформировавшиеся и стабильно функционирующие банковские системы.
По последнему критерию – наличию законодательного ограничения кредитования правительства Банк Кыргызстана не вправе предоставлять кредиты Правительству Кыргызской Республики и другим государственным органам.
Статус банка не так важен, как законодательное определение его полномочий и прописанный механизм контроля за его деятельностью. Обязательная строгая подотчетность должна сочетаться с наделением центробанка достаточными полномочиями для выполнения его функций.
Смотрите также
Банк и банковское дело
1.Вступление.
2.Понятие
капитала и банковского дела.
3.Ценные бумаги.
4.Банки-различия и сферы деятельности.
5.Функции коммерческих банков.
История развития ...
Банковский маркетинг. Часть 1
Создание
и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и
юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование
стратегии банка, определение э ...
Успешность функционирования компании
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия ...