Центральный банк и его функции
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банковская система и тенденции ее развития в Россиии / Центральный банк и его функции
Страница 1

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого госу­дарства сегодня является центральный банк, выступающий офици­альным проводником денежно-кредитной политики. В свою оче­редь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Пер­вым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Анг­лии, поскольку он первым начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Повсеместное распространение и современное значение, цент­ральные банки получили только в XX веке. На Международной финансовой конференции, проходившей в Брюсселе в 1920 г., отме­чалось: «В странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Более того: «Банки, особенно эмиссион­ный банк, нужно освободить от политического давления, они долж­ны управляться на принципах разумных финансов».

Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионны­ми и образовывались как акционерные компании, наделенные осо­быми полномочиями. Термином «Центральный банк» назывался самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской сис­темы. Затем подобные банки постепенно монополизировали неко­торые специфические функции и на определенном этапе развития государства их национализировали. При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам-членам ФРС.

Центральные банки могут иметь смешанную форму собственнос­ти на капитал, когда часть капитала центрального банка принадле­жит государству, а часть находится в руках юридических и/или фи­зических лиц. Так, например, 55 % капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45 % — частным лицам; в Австрии 50 % капитала принадлежит государству, а 50 % — собственность физи­ческих и юридических лиц-резидентов.

В большинстве случаев капитал центрального банка полностью при­надлежит государству (Банк Англии, Франции, Дании, России и др.).

Выделившись из числа коммерческих банков значительными раз­мерами капитала и большими объемами проводимых операций, цен­тральные банки утратили свои позиции, уступив лидерство в этой сфере коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на со­стояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.

Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно зако­нодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.

Назначение на пост управляющего центральным банком произ­водится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.

Время пребывания в должности высшего руководства централь­ного банка либо не ограничивается вовсе (Дания, Финляндия, Нор­вегия), либо ограничивается достаточно большим сроком: 7 лет — в Канаде, Нидерландах, Австралии, 8 лет — в ФРГ.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреп­лено право правительства на вмешательство в деятельность цент­ральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов четко установлено право государственных органов отменять решения центрального банка, а также инструкти­ровать его. Наиболее независимы центральные банки Германии и Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разре­шающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком. Таким образом, уровень относительной независимости центральных банков можно охарактеризовать следующим образом. Банк: Англии занимает промежу­точное место между Бундесбанком (ФРГ) как максимально влиятель­ным и независимым учреждением и Банком Франции, находящимся в полной зависимости от правительства. В Финляндии центральный банк традиционно замкнут на законодательную власть, играет влия­тельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль центрального банка повышается за счет ста­бильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы – Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из це ...

Вексель и вексельное кредитование: содержание и российская практика применения в кредитных учреждениях
Ни один из инструментов современного финансового риска, кроме, конечно, са­мих денег во всех многочисленных проявлениях их экономических функций, не может сравниться по своей истории и знач ...

Банковская система и малые предприятия
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только сущ ...