Центральный банк и его функции
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банковская система и тенденции ее развития в Россиии / Центральный банк и его функции
Страница 2

Поскольку правительство, как правило, озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями — победой на очередных выборах, мнением избирателей и т. д., деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами госу­дарства. В этих условиях независимый центральный банк обеспечи­вает стабильность экономического развития. Вместе с тем независи­мость центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государ­ственных финансов и банковской системы, т. е. ограничение возмож­ностей правительства пользоваться средствами центрального банка.

Во многих странах прямое кредитование правительства практиче­ски отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Ни­дерланды). В Законе об Австрийском Национальном Банке (1984 г.) записано, что органы власти могут занимать средства у центрально­го банка только под стопроцентное обеспечение золотом и иностран­ной валютой. Единственное исключение — учет краткосрочных каз­начейских сертификатов для оказания помощи правительству в управлении наличными ресурсами, причем только по особой просьбе министра финансов в пределах 5 % дохода бюджета от налогов.

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичное участие центрального банка в обслуживании государственного долга, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведе­ния денежно-кредитной политики государства. К примеру, в Вели­кобритании упор делается на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, которые и являются основой обес­печения банкнотной эмиссии.

Государственный долг может находиться в руках центрального банка, частного сектора (компаний и предприятий), населения. При этом центральный банк, как правило, решающей роли не играет, так как не имеет соответствующих средств.

Правительство заинтересовано в размещении государственного долга в центральном банке, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность банковской системы, не лишать частный сектор заем­ных ресурсов, не повышать процентных ставок. Однако, с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга лик­видность экономики опосредованно изменяется и чрезмерные заим­ствования могут вызывать структурные дисбалансы. При узости национальных рынков капиталов или в тактических целях заим­ствования могут производиться за границей.

Функции центрального банка на протяжении многих десятиле­тий достаточно постоянны. Это:

¨ эмиссионный банк, за которым закреплена монополия денежной эмиссии;

¨ банк правительства: исполнение бюджета и управление государственным долгом;

¨ банк банков: расчетный центр, кредитор последней инстанции;

¨ проводник денежно-кредитной и валютной политики;

¨ орган надзора за банками и финансовыми рынками.

Вместе с тем значение функции эмиссионной монополии и расчет­ного центра снижается в связи с модификацией денежного обраще­ния и внедрением электронных денежных систем. С другой стороны, банковский надзор может быть возложен на специальные органы, а не на центральный банк. Поэтому ключевой остается функция про­водника денежно-кредитной политики государства, причем новое понимание экономических процессов закономерно обусловливает ориентацию на стабилизацию во все более тесной увязке с общей экономической политикой.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    ...

Деятельность коммерческих банков
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...