Анализ процентной ставки по кредитам.
Статьи о банковском деле и кредитовании / Активные операции коммерческих банков / Анализ процентной ставки по кредитам.
Страница 1

Оказание кредитных услуг – важнейшая функция банков. Выступая как финансовые посредники, банки фактически передают средства, полученные у вкладчиков, в распоряжение заёмщиков. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заёмщики имеют возможность определённый срок пользоваться крупными денежными ссудами, а интерес банка выражается в виде маржи. Наиболее точным показателем цены основных видов банковского продукта (депозитов и ссуд) является норма процента, или процентная ставка (ПС). Она определяется следующим образом:

ПС = (Доход / Величина предоставленного кредита (ссуды или депозита)) *

* 100 %.

Чаще всего процентная ставка указывается в виде годовых процентов. Рост процентной ставки свидетельствует об удорожании кредита, падение – о его удешевлении, Изменение стоимости кредита имеет значение не только для банка и клиента, но и для экономики страны в целом. Так, в случае увеличения стоимости кредита сокращаются источники расширения производства.

При анализе изменения процентных ставок необходимо в первую очередь рассмотреть факторы, влияющие на это изменение. Различают внешние и внутренние факторы.

1. К внешним факторам относятся:

1).Денежно-кредитная политика в стране. ЦБР с целью контроля объёмов предоставляемых кредитов стремится влиять на общий уровень процентных ставок. Изменение процентной ставки позволяет стимулировать или, наоборот, сдерживать предоставление кредитов, делая их более дешёвыми или дорогими в зависимости от состояния экономики и денежного обращения. В результате повышения уровня процентной ставки на кредитном рынке растёт как официальная учётная ставка (норма процента), взимаемая ЦБ, так и объём его операций на денежном рынке.

Регулирование процентной ставки применяется также с целью изменения отношений между ЦБ и другими банками. При её понижении создаются условия для увеличения кредитования банковской сферы. Объём ссуд, выданных банком, возрастает, но это ведёт к увеличению средств коммерческих банков на резервных счетах ЦБ. При повышении процентных ставок – процесс обратный – объёмы предоставляемых ссуд предоставляемых ссуд сокращаются.

2).Конкуренция на рынке кредитных услуг. Более низкие процентные ставки по кредитам позволяют рассчитывать на привлечение большого числа клиентов и завоевание преимуществ перед конкурентами.

К внутренним факторам, которые учитываются при определении процентных ставок, относятся:

1).степень риска непогашения кредита;

2).получение прибыли от ссудных операций;

3).характер предоставляемого обеспечения своевременного возврата кредита;

4).размер ссуды;

5).срок погашения ссуды;

6).расходы по оформлению ссуды и контролю;

7).характер отношений между банком и заёмщиком.

В целях максимизации прибыли банк, как правило, устанавливает ссудный процент, под который заёмщики могут брать кредиты, и такой депозитный, под который клиенты захотят вкладывать средства в банк. Иначе говоря, процентная политика не должна приводить к сокращению межбанковского оборота – главного фактора, влияющего на прибыль.

2. Размеры процентных ставок зависят от следующих показателей:

-инфляции; номинальные процентные ставки должны быть установлены на уровне, достаточном для покрытия ожидаемых темпов инфляции в течение всего срока инвестирования, и обеспечить реальную отдачу. Поэтому:

Реальная процентная ставка за кредит = Номинальная процентная ставка за кредит – Темп инфляции;

-реальной отдачи, которая в свою очередь зависит от инвестиционного риска;

-спроса на ссуды;

-изменения потребности государственного сектора в заёмных средствах;

-обменных курсов валют. Когда процентные ставки за рубежом и ставки по инвестициям в иностранной валюте высоки, процентные ставки по инвестициям в национальной валюте должны быть также высоки во избежание перелива капитала за рубеж и значительного падения курса национальной валюты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значительное сокр ...

Банковский маркетинг. Часть 1
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение э ...

Банковская система России
Одной из основных и неотъемлемых структур в экономике является банковская система. Развитие банков шло параллельно и тесно переплеталось с товаропроизводством и товарообращением. При этом ба ...