Взаимодействие на стадиях выявления нарушений
Взаимодействие банков с органами финансового надзора / АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА / Взаимодействие на стадиях выявления нарушений

С 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 7.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Закон №115-ФЗ), в соответствии с которым кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, а также ломбарды обязаны направлять сведения об операциях с «грязными» деньгами.

Рассматривая кредитные организации в качестве «проводников» денежных средств своих клиентов необходимо отметить, что основная часть «грязных денег» проходит именно через кредитные организации. Следовательно, наиболее пристальное внимание со стороны соответствующих органов в данном вопросе уделяется именно кредитным организациям.

В соответствии с Законом №115-ФЗ [6] предполагалось создание «уполномоченного органа» - аналитического центра учета и анализа операций с преступными средствами, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации [13] впоследствии стал Федеральный орган исполнительной власти – КФМ России. Однако согласно п.7 статьи 7 Закона, надзорным органом для кредитных организаций, устанавливающего порядок предоставления сведений о «подозрительных» операциях, по-прежнему является Банк России. То есть, Банк России, в очередной раз доказал свое монополистское право осуществлять банковский надзор.

По Закону о борьбе с отмыванием денег [6] все операции «с денежными средствами или иным имуществом», по которым сведения должны направляться в КФМ России, можно разделить на 2 категории:

· Операции, подлежащие «обязательному контролю»

(Операция, подлежащая обязательному контролю – это та операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма на которую она совершается равна или превышает 600 тыс. рублей, а по своему характеру эта операция относится к одному из видов операций указанных Статьей 6 Закона №115-ФЗ [там же])

· Операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения по которым должны также предоставляться в КФМ России, если в процессе организации внутреннего контроля в банках возникли подозрения, что эти операции осуществляются в целях отмывания «грязных» денег, вне зависимости от суммы на которую они совершаются. При этом работники кредитных организаций не вправе информировать об этом клиентов и третьих лиц.

В соответствии с п.2 Статьи 7 Закона №115-ФЗ [там же] кредитные организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры для указанных целей.

С учетом изложенного, Банк России разработал рекомендации, отражающие необходимые принципы для установления в кредитных организациях внутреннего контроля по недопущению и пресечению использования кредитных организаций в целях отмывания преступных доходов. Внутренний контроль, помимо прочего, в обязательном порядке должен предусматривать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки «подозрительных» сделок.

Данные обязательные требования к организации внутреннего контроля были установлены в Законе №115-ФЗ [там же] в результате активного взаимодействия с представителями Банка России, заинтересованных органов исполнительной власти России, а также соответствующих органов власти других стран, имеющих опыт работы в данной сфере.

В частности, порядок осуществления документального фиксирования необходимой информации может основываться на приведенных выше Вольфсбергских принципах.

Смотрите также

Анализ финансового состояния коммерческого банка
Содержание     Введение...........................................................................................3 Глава 1. Анализ и оценка финансового состояния банка. ...

Банковский маркетинг. Часть 1
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение э ...

Банковская система. Прибыль банка и ее источники
Данная тема выбрана мной в связи с тем, что банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло паралл ...