С 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 7.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Закон №115-ФЗ), в соответствии с которым кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, а также ломбарды обязаны направлять сведения об операциях с «грязными» деньгами.
Рассматривая кредитные организации в качестве «проводников» денежных средств своих клиентов необходимо отметить, что основная часть «грязных денег» проходит именно через кредитные организации. Следовательно, наиболее пристальное внимание со стороны соответствующих органов в данном вопросе уделяется именно кредитным организациям.
В соответствии с Законом №115-ФЗ [6] предполагалось создание «уполномоченного органа» - аналитического центра учета и анализа операций с преступными средствами, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации [13] впоследствии стал Федеральный орган исполнительной власти – КФМ России. Однако согласно п.7 статьи 7 Закона, надзорным органом для кредитных организаций, устанавливающего порядок предоставления сведений о «подозрительных» операциях, по-прежнему является Банк России. То есть, Банк России, в очередной раз доказал свое монополистское право осуществлять банковский надзор.
По Закону о борьбе с отмыванием денег [6] все операции «с денежными средствами или иным имуществом», по которым сведения должны направляться в КФМ России, можно разделить на 2 категории:
· Операции, подлежащие «обязательному контролю»
(Операция, подлежащая обязательному контролю – это та операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма на которую она совершается равна или превышает 600 тыс. рублей, а по своему характеру эта операция относится к одному из видов операций указанных Статьей 6 Закона №115-ФЗ [там же])
· Операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения по которым должны также предоставляться в КФМ России, если в процессе организации внутреннего контроля в банках возникли подозрения, что эти операции осуществляются в целях отмывания «грязных» денег, вне зависимости от суммы на которую они совершаются. При этом работники кредитных организаций не вправе информировать об этом клиентов и третьих лиц.
В соответствии с п.2 Статьи 7 Закона №115-ФЗ [там же] кредитные организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры для указанных целей.
С учетом изложенного, Банк России разработал рекомендации, отражающие необходимые принципы для установления в кредитных организациях внутреннего контроля по недопущению и пресечению использования кредитных организаций в целях отмывания преступных доходов. Внутренний контроль, помимо прочего, в обязательном порядке должен предусматривать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки «подозрительных» сделок.
Данные обязательные требования к организации внутреннего контроля были установлены в Законе №115-ФЗ [там же] в результате активного взаимодействия с представителями Банка России, заинтересованных органов исполнительной власти России, а также соответствующих органов власти других стран, имеющих опыт работы в данной сфере.
В частности, порядок осуществления документального фиксирования необходимой информации может основываться на приведенных выше Вольфсбергских принципах.
Смотрите также
Анализ финансового состояния коммерческого банка
Содержание
Введение...........................................................................................3
Глава 1.
Анализ и оценка финансового состояния банка. ...
Банковский маркетинг. Часть 1
Создание
и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и
юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование
стратегии банка, определение э ...
Банковская система. Прибыль банка и ее источники
Данная
тема выбрана мной в связи с тем, что банковская система - одна из важнейших и
неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного
производства и обращения шло паралл ...