Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии…
Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центрального банка полностью или частично принадлежит государству.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Развитие денежно-кредитных систем показывает, что по характеру учредительства центральные эмиссионные банки подразделяются на три группы. Первая – это акционерные институты, создаваемые крупнейшими хозяйственными структурами и коммерческими банками. Подобная форма учредительства является наиболее демократичной, так как отражает высокий уровень предпринимательства, позволяющий создать эмиссионный банк для обеспечения экономических интересов деловых людей, то есть класса собственников, владеющих средствами производства и низовыми банками.
Создание центральных банков по схеме “снизу – вверх” позволяет деловым кругам усилить контроль за исполнительными и законодательными органами власти и их бюджетными расходами. При этой схеме основная часть эмитируемых кредитных денег используется для рефинансирования портфеля ресурсов коммерческих банков, что стимулирует развитие предпринимательства.
Вторая группа – это центральные банки, учреждаемые органами государственного управления экономикой и обществом. Такие банки создаются по схеме “сверху – вниз”, что обеспечивает первоочередное удовлетворение государственных потребностей в денежных средствах. При этом основная часть ресурсов эмиссионного фонда используется для покрытия бюджетных дефицитов, включая военные затраты. Такое распределение эмиссии наносит серьёзный ущерб национальному предпринимательству, так как влечёт за собой иммобилизацию денежных средств из сферы бизнеса в непроизводительные расходы государства и обостряет инфляционный процесс. На практике это значит, что государство “запускает руки” в карманы эмиссионного банка путём принудительной продажи облигаций государственного займов.
Третья группа – это банки, учреждаемые на паритетных началах деловыми кругами и государством. Смешанная форма создания таких банков позволяет осуществлять мягкое управление их деятельностью с сочетанием экономических интересов национального предпринимательства и государственных органов управления обществом.
Во всех развитых странах действуют несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
Смотрите также
Депозитная политика коммерческого банка
Специфика
банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в
том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а
за счет заемных средст ...
Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом
(по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему
управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на
комплексном анализе рынка, ...
Банковская система и тенденции ее развития в Россиии
Банковская система является неотъемлемой составляющей
экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между
промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. ...