Ввиду большого наплыва капитала из стран Восточной Европы крупные швейцарские банки создали фильтрующую систему для контроля происхождения денег. Так, клиенты из республик бывшего СССР, желающие открыть счёт в банке Швейцарише Кредитанштальт, обязаны сделать это в Женеве или в Цюрихе, где для них созданы специализированные ячейки. Аналогичные методы применяются банками Швейцарише Банкферайн (пункты открытия счетов — Женева, Цюрих, Базель, -Пугано, Берн) и Швейцарише Банкгезельшафт (Женева, Цюрих, Цуг).
Банки хранят молчание о требованиях, предъявляемых этим клиентам. Однако известно, что к ним применяются большая строгость и осторожность. По словам одного из сотрудников банка UBS, клиент должен лично явиться для открытия счёта. Чтобы ограничить риск, все операции на местах ведутся только с доверенным лицом клиента. Все передвижения капиталов на этих счетах систематически контролируются. При малейшем сомнении банк отказывается проводить ту или иную операцию.
Окончательно бастион банковской тайны рухнул с принятием парламентом страны в октябре 1997 года закона о борьбе с отмыванием денег в финансовом секторе. Закон вступил в силу с 1 апреля 1998 года и дополнил ряд статей Уголовного кодекса, устанавливая всеобъемлющий механизм регулирования деятельности финансовых посредников. К последним относятся банки, управляющие фондами, страховые компании и дилеры по ценным бумагам, а также любые лица, которые в силу своей профессиональной деятельности принимают во владение или на хранение активы других лиц или оказывают помощь при их
инвестировании или переводе. Закон не распространяется на Швейцарский
национальный банк, а также на освобождённые от налогообложения пенсионные фонды и лиц, оказывающих им услуги.
Теперь в начале сделки финансовый посредник с помощью соответствующих документов должен идентифицировать личность контрагента и владельца-пользователя, повторив процедуру в случае возникновения каких-либо сомнений. Он должен выяснить экономические предпосылки совершения сделки, если она представляется необычной или есть основания подозревать в приобретении активов преступным путём или их контроле криминальной организацией. Финансовые посредники должны хранить информацию о сделках в течение 10 лет после их заключения.
Новый закон обязывает (прежний только предоставлял право) финансового посредника информировать специально созданное подразделение о подозрительных или контролируемых преступной организацией активах. Исключение распространяется на адвокатов и нотариусов, обязанных соблюдать профессиональную тайну. При возникновении сомнений посредник должен немедленно заблокировать активы до получения указаний от компетентных органов на срок не более пяти рабочих дней со дня уведомления. Он не должен сообщать об этом ни заинтересованным, ни третьим лицам. Посредник не несет ответственности за нарушение служебной, профессиональной или коммерческой тайны или контракта, если при определённых обстоятельствах проявит должную внимательность. Неуведомление карается штрафом до 200000 шв. фр.
Правительство Швейцарии выступало против принятия этого закона, так как, по его мнению, обязанность сообщать о подозрительных операциях относится к международным стандартам в области борьбы с отмыванием денег и отказ от этой нормы мог бы повредить авторитету Швейцарии как мирового финансового центра. Кроме того, Швейцарский национальный банк опасался, что обязательное сообщение обо всех подозрительных операциях приведёт к тому, что полиция будет погребена под потоком поступающей от банков информации. Следствием этого стало бы снижение эффективности банковских операций.
* * *
Итак, банковский сектор Швейцарии является, пожалуй, самым устойчивым элементом мировой банковской системы. Интересы клиентов и инвесторов в Швейцарии защищены наилучшим
образом. Отсутствие случаев банкротств за последние 50 лет, отлаженная система банковского надзора, по-прежнему высокие нормы банковской тайны, низкий страновой риск, использование банками передовых расчетных и прочих технологий и форм обслуживания делает швейцарские банки очень привлекательными для иностранных компаний и частных лиц. Тем самым, накопленный авторитет способствует поддержанию финансовой устойчивости и дальнейшему росту авторитета швейцарских банков как символа надежности. Швейцарский национальный банк придерживается позиций свободного движения международного капитала. Поэтому многие иностранные банки и финансовые институты, открывая в Швейцарии филиалы, используют страну как источник прямого выхода на международные рынки капитала. Обилие местных и иностранных банков в стране накладывает определенный отпечаток на структуру их доходов, которые преимущественно формируются от иностранных операций, управления имуществом, консалтинга и прочих операций, требующих высокой квалификации персонала. Операции на внутреннем рынке в силу высокой конкуренции и излишней численности служащих, как правило, убыточны. Структура швейцарских банков учитывает федеральное (кантональное) устройство государства, поэтому помимо общенациональных «гигантов» международного масштаба имеются местные банки, замыкающие свою деятельность на своем кантоне и лишь недавно вставшие под федеральный надзор. Как и в других немецкоязычных странах, в Швейцарии имеется многочисленная группа райффайзеновских ссудных касс, играющих значительную роль на местном банковском рынке.
Смотрите также
Банковская система и тенденции ее развития в современных условиях
Банк
– это автономное, независимое, коммерческое предприятие. Деятельность банка
носит производительный характер. Продуктом банка является формирование
платежных средств (денежной массы), а ...
Денежное обращение
Анализ
динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с
оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост
невозможно без решения пробл ...
Виды электронного банковского обслуживания
Сегодня любой банк во всем
мире выполняет три основные функции: сбор денежных средств, их перемещение, и
кредитование ими. Сбор денежных средств сам по себе стоит банку денег, на
перемещени ...