Не совсем благоприятные текущие тенденции французского банковского сектора выдвигают все более строгие требования к контролю над рисками. Для лучшего удовлетворения интересов инвесторов, вкладчиков и других пользователей прозрачной финансовой информацией во французских банках, как и в большинстве других, используется система внутреннего контроля. Она
включает в себя всю совокупность средств, позволяющих банку убедиться в том, что его деятельность направлена на достижение целей, поставленных исполнительным органом в полном соответствии с регламентом, имеющимися людскими ресурсами и нормативами управления. Система внутреннего контроля является гарантом четкого функционирования информационных систем, некоторые из которых прямо влияют на качество финансовой информации.
Кроме того, значение внутреннего контроля возрастает с глобализацией банковской деятельности, финансовыми инновациями и расширением возможностей учреждений, что существенно изменило типы рисков. В одних областях появились новые риски, в других они стали более масштабными и сложными. Все это потребовало упорядочить процедуру и методы внутреннего контроля. Поэтому 1 октября 1997 года вступило в силу Положение Комитета банковской и финансовой регламентации Франции о внутреннем контроле в кредитных учреждениях. Этот документ уточняет и дополняет действующие принципы с учетом французского и зарубежного опыта. Данный документ призван повысить международный авторитет французской банковской системы.
Жесткая конкуренция на французском банковском рынке предъявляет особые требования к качеству обслуживания клиентов, так как оно позволяет сохранять и преумножать клиентуру. При этом среди слагаемых качества рассматриваются: прием посетителей, обработка документации, соблюдение сроков, уважительное отношение к клиенту, индивидуальный подход, отсутствие ошибок в работе, ясность изложения в разговоре, учет пожеланий клиентов. Во многих французских банках созданы подразделения, занимающиеся вопросами качества.
Профессиональным объединением французских банков является Ассоциация французских банков, в состав которой входят Французская ассоциация банков, представляющая банки в собственном смысле этого слова по Франции, а также центральные органы банковских сетей — Национальная федерация сельскохозяйственного кредита, Профсоюзная палата народных банков, Национальная конфедерация взаимного кредита, Национальный центр сберегательных и страховых касс, Центральная касса кооперативного кредита и Центральная федерация взаимного сельскохозяйственного и сельского кредита. Каждое банковское учреждение должно быть членом одного из профессиональных объединений.
* * *
2000 год для французской банковской системы не только рубеж столетий, но и год двухсотлетия Банка Франции. За прошедшие годы мало что осталось от Банка, учрежденного Наполеоном Бонапартом. Вместе с тем банковское дело достаточно консервативно и длительная история банка, как правило, располагает к доверию. И такое доверие к Банку Франции — заслуженное. Банк Франции постепенно органично расширил самостоятельность, не утратив при этом своих функций. Деятельность Банка прозрачна для органов государственной власти, в то же время это не мешает ему эффективно проводить денежно-кредитную политику в целях обеспечения стабильности цен. Эта деятельность находится в рамках общей экономической политики правительства. Налицо система противовесов, ограждающая правительство от соблазна вмешаться в оперативную работу Банка и обеспечивающая согласованность действий Банка с общеэкономическим курсом страны.
Следует признать, что такая система является очень разумной, так как ни один центральный банк не в состоянии коренным образом изменить направление финансовой политики. Он в состоянии лишь выступить демпфером для ошибок людей, проводящих в стране экономическую политику. Несогласованность или, еще хуже, разнонаправленность действий центрального банка и правительства не может дать положительного результата, а приведет к переходу конструктивных споров в политическую борьбу, и, в конце концов, если политический вес руководства Центробанка окажется очень весомым, — к хаосу управленческих решений, финансовым потрясениям и всеобщим отставкам. Поэтому разумным видится система отношений центрального банка и правительства, в которой центральный банк независим в своей оперативной деятельности, но ориентируется на долгосрочную экономическую профамму правительства, если такая, конечно, имеется. Таким образом, необходимо признать приоритет правительства над центральным банком при его широкой автономии.
Смотрите также
Электронные платежи в банковской системе России
К началу 1990-х годов банковская система
нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том
числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...
Система организации труда
Система организации труда на предприятии представляет собой комплекс основных направлений деятельности различных видов, форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, направленных на обесп ...
Банковский маркетинг. Часть 1
Создание
и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и
юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование
стратегии банка, определение э ...