Валютный кризис в Азии затронул и финансовую систему Вьетнама. В связи с этим вьетнамские финансовые власти были вынуждены ввести регулирование объёма внешних заимствований. Теперь для получения займов у зарубежных банков вьетнамским фирмам приходится обращаться за разрешением в ГБВ. ЦБ может таким образом отслеживать непогашенную часть займов компаний с тем, чтобы она не превышала запланированный на год лимит, и обеспечивать рациональное соотношение капитала, мобилизованного из иностранных и национальных источников. По соглашению с Международным валютным фондом суверенные заимствования Вьетнама не должны превышать 100 млн долларов в квартал, включая задолженность госпредприятий, составляющих большую часть компаний страны.
В целях защиты национальной валюты Госбанк Вьетнама разработал программу, предусматривающую:
• развитие сотрудничества между производителями промышленной продукции и экспортёрами с целью сократить число посредников и повысить эффективность экономики;
• сокращение государственных расходов;
• принятие мер по оказанию помощи коммерческим банкам в избавлении от сомнительных долгов;
• усиление борьбы с коррупцией.
В банковских кругах Вьетнама отмечается немало случаев коррупции. Так, в 1996 году выяснилось, что торговая фирма «Тамек-со» получила от одного из госбанков крупный кредит под недвижимость непомерно завышенной стоимости, что нанесло ущерб в 27 млн долларов. Четырём мошенникам были вынесены смертные приговоры.
Кроме того, в целях ограничения спекуляций с национальной валютой в конце 1997 года ГБВ ввёл новое положение, устанавливающее инобанкам жёсткие лимиты на форвардные контракты в донгах. Банки обычно прибегают к этим операциям с тем, чтобы иметь достаточно наличности для удовлетворения потребностей клиентов в финансировании. Введённое ограничение должно помешать накоплению долларов инобанками и оказанию давления на донг, так как в результате азиатского финансового кризиса резко снизился приток твёрдой валюты во Вьетнам, инвалютные резервы которого не превышают 2 млрд долларов. Новое положение вызвало озабоченность у иностранных банкиров, уже работавших в условиях ограничения на валютные операции. Поскольку донг является неконвертируемой валютой, принятое решение привело к возникновению у многих фирм проблем с обменом выручки в донгах на доллары, например для импорта сырья. Но национальная банковская система оказалась в выигрыше, так как местные банки смогли расширить диапазон своей деятельности. В то же время, с целью получения валюты от иностранных банков и оказания помощи местным банкам в погашении краткосрочных долгов иностранным компаниям, Госбанк Вьетнама принял решение о проведении операций своп между долларом и донгом. Предполагается заключение сделок на две недели, один, два и три месяца.
* * *
Несмотря на достигнутые успехи, банковская система Вьетнама остаётся отсталой и неэффективной. О неразвитости местного банковского сектора свидетельствует низкое соотношение объёма банковских депозитов к размеру ВВП, которое намного меньше, чем в других странах на переходном этапе. Основным платёжным средством во Вьетнаме продолжают оставаться наличные деньги. Объём денежной массы в обращении здесь вчетверо больше, чем в странах АСЕАН. Помимо уже названных причин следует упомянуть: отсутствие системы обработки банками основных платежей
и услуг по сделкам, отсутствие эффективного рынка капитала, недостаточное правовое обеспечение банковской системы (в частности банковского надзора), низкая квалификация служащих, плохой менеджмент, слабое ведение учёта, засилье бюрократии. Все перечисленные негативные факторы осознаются руководством правительства и Госбанка Вьетнама, и это позволяет надеяться на их постепенное устранение. Однако для этого требуется: расширение независимости'Госбанка, приватизация государственных ком-банков, их санация и повышение уровня доверия населения к банковской системе. Во многом решение этих вопросов связано с необходимостью корректировки государственной экономической политики.
КубА
Правительство Кубы в 90-е годы активно занималось реализацией программы модернизации национального банковского и финансового сектора. В 1995 году на Кубе насчитывалось ЗОЮ сельскохозяйственных кооперативов, 212 инвестиционных проектов с иностранным участием, 635 представительств зарубежных компаний и около 200 тыс. самостоятельно работающих частников. Возвращение в страну иностранных представителей и постепенное развитие частного сектора вызвали повышенный спрос на кредиты и услуги, что потребовало определённых изменений в банковском секторе. Осуществляемые преобразования имеют целью поощрять приток зарубежных инвестиций, легализовать деятельность частного сектора и предоставить большую самостоятельность госпредприятиям и сельскохозяйственным кооперативам. Руководители страны рассматривают банковскую реформу в качестве одного из важных компонентов медленных и осторожных экономических преобразований, направленных на внедрение элементов рыночной экономики.
Смотрите также
Российские банки после кризиса
Банковская система России после кризиса 1998
г. находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям.
На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и
от ...
Валютный риск в деятельности банковской системы
Риск - это ситуативная характеристика деятельности любого
производителя, в том числе банка, отражающая неопределенность ее исхода и
возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Р ...
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы –
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта
тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из
це ...