Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 44

В результате правительство Китая всё-таки приняло в 1996 году компромиссное решение о доступе ряда иностранных банков к осуществлению в Шанхае операций в местной валюте на экспери­ментальной основе. Несколько отобранных для этой цели банков получили доступ к привлечению вкладов и предоставлению кре­дитов в юанях.

В декабре 1996 года НБК выдал лицензии на совершение опе­раций по привлечению депозитов и кредитованию в местной ва­люте четырём иностранным банкам — Сити-банк, Гонконг Шан­хай Бэнкинг Корп., Бэнк оф Токио-Мицубиси и Промышлен­ный банк Японии. В январе 1997 года к ним присоединились ещё

четыре — английский Стэндард Чартеред Бэнк, японские Санва Бэнк и Дайичи Кангье Бэнк, и Шанхай-Пэрис Интернэшнл Бэнк (СП, созданное французским Банк Насьональ де Пари и Про­мышленным и коммерческим банком Китая). Следует также отме­тить, что из 8 банков, получивших лицензии, 4 японские, что, по мнению местных аналитиков, свидетельствует о политической подоплёке данного решения (в последние годы Япония неоднок­ратно предоставляла Китаю кредиты на льготных условиях). Од­ним из условий получения лицензии является открытие иност­ранными банками своих учреждений в Пудонге, который, по за­мыслу правительства, должен стать финансовой и коммерческой столицей Китая.

Важным условием реализации реформ в финансовом секторе Китая, по мнению руководителей Народного банка Китая, явля­ется ужесточение контроля за использованием инвалютных кре­дитов, которые китайские государственные предприятия берут в Гонконге. С января 1998 года они должны получать на это разре­шение ЦБ. Кроме того, главой НБК обращено внимание иност­ранных банков на то, что государство не несет ответственности за кредиты, предоставленные совместным предприятиям (объем та­ких кредитов составляет 20 млрд долл. США из общего 120-милли­ардного долга КНР). Также Председатель НБК Дай Сянлун при­звал иностранных коммерсантов внимательно изучать положение китайских финансовых институтов, с которыми они собираются сотрудничать. Центробанк предоставляет гарантии на кредиты толь­ко государственным специализированным комбанкам. Кредиты государственных инвестиционных компаний обеспечиваются про­винциальными администрациями. Центробанк не намерен помо­гать этим компаниям, а также промышленным и торговым фир­мам, если они не смогут выполнить свои обязательства.

В январе 1997 года правительство Китая предписало ЦБ быть главным администратором компаний по управлению взаимными фондами, создаваемых с участием иностранного капитала и пред­назначенных только для осуществления внутренних инвестиций. Фондам разрешено покупать акции компаний с листингом на фондовых биржах Китая и китайские казначейские облигации, но запрещено заключать фьючерсные товарные сделки. Помимо ЦБ в управлении фондами предписано принимать участие и комиссии по регулированию рынков ценных бумаг. В предписании прави­тельства также отмечается, что зарубежные партнеры совместных фондов должны иметь не менее чем 10-летний опыт работы по управлению взаимными фондами, средства которых эквивалент­

ны, по крайней мере, 1 млрд юаней. У иностранного партнера должно быть представительство в Китае. Направляемые в ЦБ до­кументы должны включать соглашение о технологии перевода средств. В состав руководства фондом должен входить хотя бы один китаец. Уставный капитал каждого фонда должен составлять не менее 30 млн юаней, иностранное участие — минимум 25%. Мак­симальная доля иностранного участия не оговаривается, но пред­полагается, что колтрольный пакет будет составлен китайской стороной.

В настоящее время в Китае действует около 30 иностранных банков, имеющих свыше ста отделений. Основными проблемами, стоящими на пути дальнейшего развития иностранного присут­ствия в банковском секторе Китая являются:

• высокий страновой риск;

• языковой барьер;

• разность менталитетов;

• ограниченная конвертируемость юаня;

• чрезмерное и сложно прогнозируемое налогообложение;

• низкое качество отчетности потенциального заемщика, не­возможность проведения его независимого аудита;

• низкий уровень правовой обеспеченности банковской дея­тельности в Китае, сложность использования судебной сис­темы для решения споров;

Страницы: 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Смотрите также

Банковские услуги
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях пере­хода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков  и ...

Электронные платежи в банковской системе России
       К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...

Банковская система в России и пути её дальнейшего развития
Один из наиболее устойчивых мифов современности – миф о банковской системе и центральном банке: банковская система является «нервной системой» экономики, важнейшим инструментом инвестиций и ...