В результате правительство Китая всё-таки приняло в 1996 году компромиссное решение о доступе ряда иностранных банков к осуществлению в Шанхае операций в местной валюте на экспериментальной основе. Несколько отобранных для этой цели банков получили доступ к привлечению вкладов и предоставлению кредитов в юанях.
В декабре 1996 года НБК выдал лицензии на совершение операций по привлечению депозитов и кредитованию в местной валюте четырём иностранным банкам — Сити-банк, Гонконг Шанхай Бэнкинг Корп., Бэнк оф Токио-Мицубиси и Промышленный банк Японии. В январе 1997 года к ним присоединились ещё
четыре — английский Стэндард Чартеред Бэнк, японские Санва Бэнк и Дайичи Кангье Бэнк, и Шанхай-Пэрис Интернэшнл Бэнк (СП, созданное французским Банк Насьональ де Пари и Промышленным и коммерческим банком Китая). Следует также отметить, что из 8 банков, получивших лицензии, 4 японские, что, по мнению местных аналитиков, свидетельствует о политической подоплёке данного решения (в последние годы Япония неоднократно предоставляла Китаю кредиты на льготных условиях). Одним из условий получения лицензии является открытие иностранными банками своих учреждений в Пудонге, который, по замыслу правительства, должен стать финансовой и коммерческой столицей Китая.
Важным условием реализации реформ в финансовом секторе Китая, по мнению руководителей Народного банка Китая, является ужесточение контроля за использованием инвалютных кредитов, которые китайские государственные предприятия берут в Гонконге. С января 1998 года они должны получать на это разрешение ЦБ. Кроме того, главой НБК обращено внимание иностранных банков на то, что государство не несет ответственности за кредиты, предоставленные совместным предприятиям (объем таких кредитов составляет 20 млрд долл. США из общего 120-миллиардного долга КНР). Также Председатель НБК Дай Сянлун призвал иностранных коммерсантов внимательно изучать положение китайских финансовых институтов, с которыми они собираются сотрудничать. Центробанк предоставляет гарантии на кредиты только государственным специализированным комбанкам. Кредиты государственных инвестиционных компаний обеспечиваются провинциальными администрациями. Центробанк не намерен помогать этим компаниям, а также промышленным и торговым фирмам, если они не смогут выполнить свои обязательства.
В январе 1997 года правительство Китая предписало ЦБ быть главным администратором компаний по управлению взаимными фондами, создаваемых с участием иностранного капитала и предназначенных только для осуществления внутренних инвестиций. Фондам разрешено покупать акции компаний с листингом на фондовых биржах Китая и китайские казначейские облигации, но запрещено заключать фьючерсные товарные сделки. Помимо ЦБ в управлении фондами предписано принимать участие и комиссии по регулированию рынков ценных бумаг. В предписании правительства также отмечается, что зарубежные партнеры совместных фондов должны иметь не менее чем 10-летний опыт работы по управлению взаимными фондами, средства которых эквивалент
ны, по крайней мере, 1 млрд юаней. У иностранного партнера должно быть представительство в Китае. Направляемые в ЦБ документы должны включать соглашение о технологии перевода средств. В состав руководства фондом должен входить хотя бы один китаец. Уставный капитал каждого фонда должен составлять не менее 30 млн юаней, иностранное участие — минимум 25%. Максимальная доля иностранного участия не оговаривается, но предполагается, что колтрольный пакет будет составлен китайской стороной.
В настоящее время в Китае действует около 30 иностранных банков, имеющих свыше ста отделений. Основными проблемами, стоящими на пути дальнейшего развития иностранного присутствия в банковском секторе Китая являются:
• высокий страновой риск;
• языковой барьер;
• разность менталитетов;
• ограниченная конвертируемость юаня;
• чрезмерное и сложно прогнозируемое налогообложение;
• низкое качество отчетности потенциального заемщика, невозможность проведения его независимого аудита;
• низкий уровень правовой обеспеченности банковской деятельности в Китае, сложность использования судебной системы для решения споров;
Смотрите также
Банковские услуги
Проводимая
в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела.
Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив
развития банков и ...
Электронные платежи в банковской системе России
К началу 1990-х годов банковская система
нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том
числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...
Банковская система в России и пути её дальнейшего развития
Один из наиболее устойчивых мифов
современности – миф о банковской системе и центральном банке: банковская
система является «нервной системой» экономики, важнейшим инструментом
инвестиций и ...