Маркетинговое исследование
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банковский маркетинг. Часть 2 / Маркетинговое исследование
Страница 2

Важнейшими инструментами такого исследова­ния являются анализ рынка, наблюдение за рынком и про­гнозирование рынка. Анализ рынка представляет собой вы­яснение рыночной ситуации и возможность сбыта на теку­щий момент. Его основные задачи - определить конкурентную позицию банка на рынке и провести сегмен­тацию последнего.

Важно отметить, что точность исследования зависит от многих факторов, среди которых можно отметить объем информа­ционной выборки, выбор репрезентативной группы, способ сбора данных, методы установления контактов.

Маркетинговое исследование предполагает необходи­мость тщательного выбора объекта исследования - кон­кретного рынка или его сегмента. Специфика разработки банковских продуктов состоит в том, что банку становится невыгодным оказание услуг, рассчитанных на усредненный уровень требований. Банк стремится выделить и проанализировать те группы потре­бителей, на потребности которых он намерен ориентировать свои услуга.

Если анализ рынка - это своего рода моментальный снимок, то наблюдение за рынком представляет собой сис­тематическое отслеживание рыночной ситуации в целях выявления конъюнктурных изменений и рыночных тенден­ций. Наблюдение за динамикой имущественного по­ложения потребителей банковских услуг позволяет выяс­нить, каковы размеры и периодичность возникающих в ходе кругооборота излишков и недостатков денежных средств.

Еще одним важным инструментом маркетингового ис­следования банковского рынка является прогнозирование, то есть предположения относительно изменения рыночной си­туации в будущем. Его задачи - оценить готовность потре­бителей приобретать услуги именного данного банка, а не его конкурентов, спрогнозировать реакцию потребителей на мероприятия банка по формированию действительного спроса, а также предсказать изменения конъюнктуры.

Инструментами здесь являются прогнозирование на ос­нове традиционных математических методов и построение сценария на основе отбора прогнозов и экспертных оценок.

Структура маркетингового исследования определяется его целями и задачами. Она предполагает наличие двух взаимо­связанных частей: исследование конкретного рынка и изу­чение собственных возможностей банка для выхода и закре­пления позиций на рынке.

Исследование рынка банковских продуктов охва­тывает анализ потребностей потенциальных потребителей, конкурирующих предложений на рынке, деятельности субъ­ектов рынка, рекламы.

Изучение внутренних возможностей банка включает в себя анализ

- хозяйственной деятельности банка,

- затрат на производство банковской продукции,

- затрат на стимулиро­вание и рекламу,

- будущих потребностей банка.

Сегментация рынка.

В основе сегментации лежит положение о том, что один банк не может удовлетворить все разнообразие по­требностей в различных услугах и должен сосредоточить свои усилия на тех сегментах, которые являются для него предпочтительными с точки зрения его производственных, финансовых и сбытовых возможностей. Сегментация может производиться по самым разнообразным признакам: правовым, экономическим, географическим, демо­графическим, поведенческим и другим.

Самым распространенным в европейской банковской практике является выделение следующих целевых групп: предприятия, способные к эмиссии, средние и малые пред­приятия, состоятельные частные лица, предъявляющие спрос на индивидуализированные услуги, прочие частные лица, использующие услуги массового ассортимента.

Для каждого выбранного тем или иным способом сег­мента рынка определяются его рыночные характеристики, на основании которых можно будет вы­брать перспективные для деятельности банка целевые сег­менты. Такие данные можно подразделить на четыре груп­пы: рыночные характеристики, показатели услуги, показате­ли конкуренции, характеристики среды.

Рыночные характеристики включают в себя общий раз­мер сегмента рынка, темпы его роста, прогноз ожидаемых темпов роста, общее количество существующих и потенци­альных клиентов, важнейшие характеристики клиентов.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Договорные отношения в банковском деле
Рыночная экономика — это экономика договорных отношений между равноправными и равноответственными партнерами. На кредитном рынке в договорные отношения вступают банки и хозорганы как кредито ...

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
    В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. К нашему огромному сожалению, не всегда ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...