7. Аналогично [O7] предыдущему выводу, в период начала работы над данной диссертацией, существовали некоторые спорные или неясные вопросы, в отношении которых к настоящему времени предприняты попытки их разрешения посредством внесения поправок в действующее законодательство.
Вопрос о мерах воздействия к банку при невыполнении им рекомендаций Банка России может быть разрешен. А именно, за невыполнение законодательства кредитными организациями в своих нормативных документах Банк России ссылается на Статью 75 Закона о Центральном банке Российской Федерации [8], устанавливающего санкции, предусматривающие наказание банков штрафом от 0,1% минимального уставного капитала (5 млн. евро) вплоть до отзыва лицензии. При этом открытым оставался вопрос, какие конкретные меры воздействия к банкам будут применяться за несоблюдение «антиотмывочного» Закона, в том числе за непредставление сведений о «подозрительных операциях». Дополнения в Кодекс об административных правонарушениях [4] (внесенные в Правительство Российской Федерации одним пакетом с поправками к «антиотмывочному» Закону) предусматривают наложение штрафа на должностных лиц от 100 до 200 МРОТ[30] и на юридических лиц – от 500 до 5000 МРОТ за несоблюдение ими требований законодательства в части фиксирования, хранения и представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля.
8. Дополнения [O8] к Закону по борьбе с отмыванием денег [6] также ставят точку в некогда спорном вопросе в отношении внутреннего контроля в кредитных организациях. Дело в том, что после принятия Рекомендаций [35] по организации внутреннего контроля в КФМ России и Банк России приходило большое количество писем от кредитных организаций, в которых задавался один и тот же вопрос: «Должны ли мы соблюдать данные Рекомендации?» В качестве ответа на этот вопрос необходимо сказать следующее. Кредитные организации обязаны соблюдать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом об отмывании денег, остальные правила, указанные в данных Рекомендациях, носят добровольный характер. Тем не менее, в целях усиления внутреннего контроля в банках, новыми поправками предусмотрено обязательное их введение в кредитных организациях в полном объеме, как указано в Рекомендациях Банка России.
9. Еще [O9] несколько слов по поводу несовершенства нормативной правовой базы в отношении взаимодействия Банка России и государственных органов власти. Законом о Банке России не прописывается механизм данного взаимодействия. В частности, законодательство не предусматривает привлечение специалистов КФМ России при проведении проверок кредитных организаций на наличие эффективного внутреннего контроля в части противодействия отмыванию денег. Однако представляется очевидным, что участие специалистов КФМ России в таких проверках позволило бы обеим сторонам (КФМ России и Банку России) более эффективно выявлять недостатки и принимать меры к их устранению, а также проводить анализ действующего механизма в целях его совершенствования.
10. Следующий [O10] вывод касается вопроса документарного надзора как метода проверки кредитных организаций на наличие адекватной системы внутреннего контроля. Представляется очевидной необходимость разработать и внедрить определенные документарные формы отчетности по организации внутреннего контроля в кредитных организациях. По мнению Директора Департамента инспектирования кредитных организаций Банка России В.В. Ткаченко,[31] «Системный подход к организации проверок позволит снизить их количество. В этом случае текущий контроль за деятельностью кредитной организации будет ориентирован в большей степени на документарный надзор, и лишь в экстремальных ситуациях в работе кредитной организации будут осуществляться внеплановые выходы инспекции на место». Иными словами, при правильной организации документарного надзора, в большинстве случаев необходимость проведения проверок существенно снижается.
Смотрите также
Денежно-кредитная политика Национального банка Киргизской Республики
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика. ...
Валютный риск в деятельности банковской системы
Риск - это ситуативная характеристика деятельности любого
производителя, в том числе банка, отражающая неопределенность ее исхода и
возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Р ...
Анализ лизинговых операций банка
Зарубежные ученые в области банковского менеджмента используют в своих работах анализ чаще всего при изучении вопросов, касающихся отдельных сторон деятельности кредитного учреждения – его рис ...