Анализируемые в книге банковские системы сгруппированы по географическому признаку, что, в принципе, отвечает и уровню экономического развития соответствующих стран, позволяет легче отслеживать нюансы в устройстве банковских систем и отражает происходящие быстрыми темпами интеграционные процессы.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН АМЕРИКИ
Финансовые системы развивающихся стран Америки имеют много общего и тесно связаны между собой. На крупнейшие страны региона — Бразилию, Мексику, Аргентину и Чили — приходится 90% его финансовой структуры. Согласно статистическим данным количество банков в этих странах превышает 400 единиц, их собственные капиталы составляют 50 млрд. долларов, депозиты — 265 млрд. долларов, кредиты — 300 млрд. долларов. Банковская сеть включает 20 тыс. филиалов и обеспечивает работой 600 тыс. человек.
Являясь частью мировой финансовой системы, финансовая система региона, состоящего из развивающихся стран, в числе первых подвергается воздействиям различных неблагоприятных факторов. Ряд кризисов 1995—1998 годов оказал серьёзное воздействие на структуру и общее состояние финансовых и, в частности, банковских секторов латиноамериканских стран.
Для стран региона характерно парадоксальное сочетание низкого уровня банковского обслуживания экономических агентов наряду с перенасыщенностью финансовыми институтами, большинство из которых неконкурентоспособно в условиях рыночной экономики. Наиболее высокий уровень банковского обслуживания наблюдается в Чили.
Итак, рассмотрим банковские системы наиболее крупных стран региона — Бразилии, Чили, Аргентины, Мексики, Венесуэлы и Перу.
В Бразилии главным контролирующим экономику страны органом является Национальный совет по финансам. В его прерогативу входит осуществление контроля над курсом национальной валюты, платёжеспособности и ликвидности финансово-кредитных учреждений. Центральный банк страны подотчётен Совету и обязан исполнять его распоряжения вплоть до указаний об эмиссии банкнот.
В стране на 155 млн. человек имеется около 270 банков. Открытие нового банка — дело практически нереальное в силу жёсткого законодательства. Очень сложно доказать его целесообразность. Банковский сектор страны в значительной степени представлен государственными банками, которые, как и в большинстве других стран, постоянно испытывают трудности. Основной причиной финансовых трудностей бразильских госбанков является их подчинение губернаторам штатов. Такая зависимость позволила правительствам штатов получать у госбанков кредиты, многие из которых не возвращаются. В отличие от частных банков госбанки имеют низкий уровень капитализации и рентабельности. Ведущие частные коммерческие банки Bradesco, Itau и Unibanco имеют, например, уровень достаточности капитала свыше 20%, просроченные долги в банках Itau и Unibanco составляют соответственно 5% и 2% и обеспечены резервными покрытиями на 200% и 325%. Чистая прибыль банка Itau составила за первые три квартала 1996 года 419 млн. долларов. Для сравнения: самый большой в стране финансовый конгломерат, в котором государство владеет 74% акций, понёс в 1995 году убытки на 4,2 млрд долл.
Серьёзные финансовые трудности у местных банков появились после успешного снижения бразильским правительством менее чем за год ежемесячной инфляции с 50 до 2%. Ранее, чтобы поспеть за темпами инфляции, банки принимали депозиты на текущие счета с выплатой клиентам очень низкого процентного дохода и затем размещали эти депозиты в государственные долговые обязательства, которые приносили до 2% дохода в день. Многие банки получали до 40% своих доходов именно таким путём.
Меры по финансовой стабилизации вынудили банки пойти на переориентацию источников своих прибылей. Так, по сравнению с 1993 годом в 1994 году их процентный доход от кредитования вырос на 85%, а объёмы кредитования — на 72%. Но как только основным источником получения доходов стало кредитование, Центробанк увеличил процентные ставки и повысил размер резервных требований, что ещё более усугубило неустойчивое положение банков.
В результате федеральное правительство пришло к выводу о том, что переплетение частных и государственных секторов в промышленности и банковской отрасли может иметь самые печальные последствия. Такое перемешивание в корне подрывает принципы демократии, прозрачности и отчётности. Поэтому было решено реформировать госбанки, 11 из 27 оказались в чрезвычайно трудном положении. Общая сумма просроченных и невозвращённых кредитов в их балансах составила ко второму полугодию 1996 года 21 млрд реалов. В частности, правительство Бразилии взяло под федеральный контроль крупнейший госбанк Banespa. Этому предшествовало заключение в декабре 1995 года соглашения с губернатором штата Сан-Паулу о его санации. Правительство Сан-Паулу должно было продать принадлежащие штату активы (аэропорты, железные дороги и др. недвижимость) для покрытия половины своей общей задолженности банку в размере 15 млрд. реалов, другая половина реструктурировалась посредством эмиссии федеральных облигаций. Однако правительство штата медлило с распродажей недвижимости, долг банка вырос до 18,2 млрд. реалов, и соглашение потеряло силу.
Смотрите также
Электронные платежи в банковской системе России
К началу 1990-х годов банковская система
нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том
числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...
Вексель и вексельное кредитование: содержание и российская практика применения в кредитных учреждениях
Ни один из
инструментов современного финансового риска, кроме, конечно, самих денег во
всех многочисленных проявлениях их экономических функций, не может сравниться
по своей истории и знач ...
Успешность функционирования компании
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия ...