Лекция 2
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 2
Страница 2

Теоретически решения Совета директоров могут быть отмене­ны министром финансов, который, однако, это право никогда еще не использовал. Присутствующие на заседаниях Совета пред­ставитель правительства или представитель Минфина имеют пра­во задержать на 5 дней исполнение принятых решений, если они считают их противоречащими законодательству или уставу банка. Подчиненное положение Банка Италии по отношению к Минфи­ну связано и с тем, что Минфин и ЦБ были разделены лишь в 1981 году. До этого ЦБ был вынужден покупать все казначейские векселя, не проданные с аукциона, обеспечивая правительству неограниченное финансирование. Теперь же Банк Италии лишь обязан предоставлять Минфину прямую кредитную линию (овер­драфт) в пределах до 14% всех расходов, запланированных в бюд­жете. Для выдачи кредитов сверх этого объема требуется решение парламента. Даже свой внутренний ежегодный бюджет Банк Ита­лии представляет на проверку представителю Минфина и лишь затем утверждает его на Совете директоров и общем собрании акционеров. Однако до настоящего времени представители прави­тельства ещё ни разу не вносили протеста по бюджету ЦБ.

Банк Италии подвергается внутреннему и внешнему аудиту. Общее собрание акционеров назначает 5 аудиторов, которые про­водят проверку Банка. Результаты аудита докладываются управля­ющему. Формально надзор за Банком осуществляется министром финансов. В этих целях министр может привлечь Постоянный ко­митет, состоящий из 6 членов парламента и 5 правительственных чиновников и судей. Постоянный комитет может излагать свое мнение по всему спектру вопросов — от денежной эмиссии до изменения устава ЦБ. Надзор за администрацией ЦБ министр осу­

ществляет через правительственного инспектора, который к тому же проверяет финансовую отчетность Банка.

Как регулирующий орган Банк Италии имеет почти неограни­ченный доступ к отчетности банков и базе данных по всем бан­ковским кредитам даже небольшого размера. В то же время он тес­но сросся с группой компаний, доминирующих в итальянском бизнесе, и является одним из крупнейших инвесторов на фондо­вом рынке страны, что не исключает возможности инсайдерской деятельности, так как банк имеет доступ к информации, влияю­щей на рыночную конъюнктуру, и устанавливает процентные став­ки. Существует вероятность того, что участие ЦБ в капитале ком­паний может быть расценено другими инвесторами как офици­альное одобрение. При этом полномочия регулирующих органов фондового рынка не распространяются на ЦБ.

По данным Consob, наблюдательного органа фондового рын­ка, Банк Италии владеет долями в два и более процентов 12 ком­паний, акции которых котируются на бирже, и, следовательно, может оказывать значительное влияние на финансовые учрежде­ния, которые сам и регулирует. В конце 1996 года Банк оценивал свой портфель акций в 1,9 трлн лир (1,2 млрд долл.), но его ры­ночная стоимость может быть в несколько раз выше. Интересы Банка Италии разносторонни. Он владеет долями в 4,9% крупней­шей страховой компании «Женерали» (1,4 трлн лир), в 2,6% кон­гломерата 1FI, контролируемого семьёй Аньелли, владеющей «Фи­атом», 6,2% компании «Италгаз», 3,1% — инженерной компании «Сасиб» и многих других. Инвестиции Банка Италии позволяют ему косвенно владеть собственностью и в банковском секторе. Банк мотивирует свои инвестиции в акции двумя причинами. Более половины вложений идет на нужды пенсионного фонда служа­щих. Он также держит в акциях часть установленных законом ре­зервов. В конце прошлого года эта часть портфеля оценивалась в

860 млрд лир.

Италия — страна со старинной банковской традицией, кото­рая зародилась ещё в Древнем Риме. Дома Опиев, Эгнациев осу­ществляли свои денежные операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов, но особенно банковская деятельность утвердилась в конце средних веков и в период Возрождения: семья Медичи заложила первый фундамент Банка, предоставив займ Князьям. Первые финансовые учреждения по предоставлению кре­дитов частным лицам также зародились в Италии. Затем развитие финансовой деятельности следовало за развитием экономической

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Денежно-кредитная политика Национального банка Киргизской Республики
Содержание: Введение                                                                                                  3 ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика.     ...

Банковский маркетинг. Часть 1
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение э ...

Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным ...