Теоретически решения Совета директоров могут быть отменены министром финансов, который, однако, это право никогда еще не использовал. Присутствующие на заседаниях Совета представитель правительства или представитель Минфина имеют право задержать на 5 дней исполнение принятых решений, если они считают их противоречащими законодательству или уставу банка. Подчиненное положение Банка Италии по отношению к Минфину связано и с тем, что Минфин и ЦБ были разделены лишь в 1981 году. До этого ЦБ был вынужден покупать все казначейские векселя, не проданные с аукциона, обеспечивая правительству неограниченное финансирование. Теперь же Банк Италии лишь обязан предоставлять Минфину прямую кредитную линию (овердрафт) в пределах до 14% всех расходов, запланированных в бюджете. Для выдачи кредитов сверх этого объема требуется решение парламента. Даже свой внутренний ежегодный бюджет Банк Италии представляет на проверку представителю Минфина и лишь затем утверждает его на Совете директоров и общем собрании акционеров. Однако до настоящего времени представители правительства ещё ни разу не вносили протеста по бюджету ЦБ.
Банк Италии подвергается внутреннему и внешнему аудиту. Общее собрание акционеров назначает 5 аудиторов, которые проводят проверку Банка. Результаты аудита докладываются управляющему. Формально надзор за Банком осуществляется министром финансов. В этих целях министр может привлечь Постоянный комитет, состоящий из 6 членов парламента и 5 правительственных чиновников и судей. Постоянный комитет может излагать свое мнение по всему спектру вопросов — от денежной эмиссии до изменения устава ЦБ. Надзор за администрацией ЦБ министр осу
ществляет через правительственного инспектора, который к тому же проверяет финансовую отчетность Банка.
Как регулирующий орган Банк Италии имеет почти неограниченный доступ к отчетности банков и базе данных по всем банковским кредитам даже небольшого размера. В то же время он тесно сросся с группой компаний, доминирующих в итальянском бизнесе, и является одним из крупнейших инвесторов на фондовом рынке страны, что не исключает возможности инсайдерской деятельности, так как банк имеет доступ к информации, влияющей на рыночную конъюнктуру, и устанавливает процентные ставки. Существует вероятность того, что участие ЦБ в капитале компаний может быть расценено другими инвесторами как официальное одобрение. При этом полномочия регулирующих органов фондового рынка не распространяются на ЦБ.
По данным Consob, наблюдательного органа фондового рынка, Банк Италии владеет долями в два и более процентов 12 компаний, акции которых котируются на бирже, и, следовательно, может оказывать значительное влияние на финансовые учреждения, которые сам и регулирует. В конце 1996 года Банк оценивал свой портфель акций в 1,9 трлн лир (1,2 млрд долл.), но его рыночная стоимость может быть в несколько раз выше. Интересы Банка Италии разносторонни. Он владеет долями в 4,9% крупнейшей страховой компании «Женерали» (1,4 трлн лир), в 2,6% конгломерата 1FI, контролируемого семьёй Аньелли, владеющей «Фиатом», 6,2% компании «Италгаз», 3,1% — инженерной компании «Сасиб» и многих других. Инвестиции Банка Италии позволяют ему косвенно владеть собственностью и в банковском секторе. Банк мотивирует свои инвестиции в акции двумя причинами. Более половины вложений идет на нужды пенсионного фонда служащих. Он также держит в акциях часть установленных законом резервов. В конце прошлого года эта часть портфеля оценивалась в
860 млрд лир.
Италия — страна со старинной банковской традицией, которая зародилась ещё в Древнем Риме. Дома Опиев, Эгнациев осуществляли свои денежные операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов, но особенно банковская деятельность утвердилась в конце средних веков и в период Возрождения: семья Медичи заложила первый фундамент Банка, предоставив займ Князьям. Первые финансовые учреждения по предоставлению кредитов частным лицам также зародились в Италии. Затем развитие финансовой деятельности следовало за развитием экономической
Смотрите также
Денежно-кредитная политика Национального банка Киргизской Республики
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика. ...
Банковский маркетинг. Часть 1
Создание
и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и
юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование
стратегии банка, определение э ...
Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в
нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму
хозяйствования и соответствовала административно-командным ...