Государственными спецбанками осуществляется интенсивная
программа компьютеризации. Банк Китая, например, тратит на модернизацию информационных технологий порядка 200 млн долларов в год, а Народный строительный банк (НСБ) израсходовал на эти цели 1,8 млрд юаней.
Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед спецбанками, является усиление контроля за деятельностью отделений, которые находятся под влиянием местных органов власти и не желают расставаться с избыточной ликвидностью.
Особого внимания заслуживает ситуация в вопросах кредитования. Государственные органы страны оказывали прямое вмешательство в оперативную деятельность банков с целью кредитования госпредприятий и приоритетных, с точки зрения правительства, проектов. По существу правительство прибегало к этому виду финансирования для предотвращения краха убыточных предприятий. Вмешательство осуществлялось путем распределения кредитных квот среди банков.
Кредитные квоты были введены более 40 лет назад в качестве инструмента контроля центрального правительства за кредитованием госпредприятий. В 1997 году квота была установлена в размере 800 млрд юаней (97 млрд долл.). Выделенная госбанкам квота традиционно использовалась ими на поддержку госпредприятий, в то время как кооперативные и частные предприятия, а также фирмы с участием иностранного капитала испытывали трудности с получением коммерческих и инвестиционных кредитов. Результатом такого волюнтаристского подхода стал огромный процент сомнительной задолженности: по данным НБК 20—25% кредитов четырех государственных банков, контролирующих 80% рынка, являются проблемными по западным стандартам, 5—6% подлежат списанию.
Таким образом, государственные спецбанки находятся в плачевном состоянии и технически являются неплатежеспособными. В целом, по оценкам банковских аналитиков, от 25 до 40% кредитов, выданных всеми китайскими банками, относится к разряду недействующих. По данным рейтингового агентства «Стэндард энд Пурз», эта величина составляет около 25%, или 200 млрд долларов. При этом около трёх четвертей из них вряд ли когда будут погашены.
Для списания безнадежных долгов и постепенного достижения этими банками 8%-ного уровня достаточности собственного капитала Китай намерен эмитировать специальные облигации на 270 млрд юаней (32,6 млрд долларов). В случае удачной рекапита-
лизации банки смогут получить лицензию на расширение операций за рубежом. Относительно небольшой внутренний облигационный долг — порядка 490 млрд юаней, или всего 7% ВВП, — может обеспечить успех специального выпуска облигаций, которые будут, видимо, покупаться мелкими банками, небанковскими финансовыми учреждениями и госпредприятиями.
В связи с необходимостью санации балансов госбанков в 1997 году Минфин разрешил банкам списывать ежегодно безнадежные долги в размере 3% от совокупных активов, вместо ранее предусмотренного 1%. В 1997 году было списано кредитов на 30 млрд юаней. В 1998 году списанию подлежали кредиты на 50 млрд юаней (6,04 млрд долл.), в следующие два года — на 60—70 млрд (около 8 млрд долл.). В рамках реформы финансового рынка вводится классификация проблемных кредитов согласно международным стандартам.
Однако наиболее важным для китайской банковской системы является решение отменить антирыночные кредитные квоты для государственных коммерческих банков, что должно стимулировать развитие частных коммерческих банков, облегчить доступ к кредитам со стороны частных компаний. По мнению аналитиков, отказ от квот может в скором времени привести к сокращению общих объемов кредитования госпредприятий. Китайские госбанки, обремененные безнадежными долгами, в последнее время уже и сами неохотно предоставляли кредиты госпредприятиям, многие из которых с трудом входят в рыночную экономику. Доля госбанков в общем объеме новых кредитов постоянно снижается по мере роста числа новых банков и других финансовых учреждений.
Кроме внутренней конкуренции в группе специализированных банков, ее угроза идет и от частных коммерческих банков. Так, например. Шанхайский Банк связи, первый из таковых, образованный ещё в 1987 году и открывший с тех пор филиалы в Нью-Йорке, Лондоне и Токио, нарушил монополию Банка Китая в области международных финансовых операций.
Смотрите также
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы –
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта
тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из
це ...
Виды ценных бумаг и операций с ними коммерческих банков
Инвестиционные операции банков сводятся в основном
к операциям с
ценными бумагами. Под ценными бумагами понимаются
специальным образом
оформленные финансовые документы, предъявление ...
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ»
В состав автоматизированной системы «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ» входит 3 АРМа:
- АРМ «КАССИР».
- АРМ «БУХГАЛТЕР».
- АРМ «АДМИНИСТРАТОР».
Каждый АРМ выполняет строго определенные функции на каждом этапе постр ...