Серьезной проблемой в развитии отношений между Россией и Эстонией стала продажа Банком Эстонии предположительно в Чечню 1,46 млрд рублей, собранных в ходе денежной реформы 1992 года. Этими действиями Эстония нарушила соглашение между ЦБ РФ и Банком Эстонии. Российская сторона в лице МИД РФ требовала компенсировать нанесенный ущерб в валюте по курсу на момент денежной реформы, однако это требование не было удовлетворено, так как Государственный суд Эстонии не нашел состава преступления в действиях лиц, совершивших данную сделку.
* * *
Таким образом, банковская система Эстонии является наиболее благополучной среди банковских систем бывших прибалтийских республик СССР. Быстро преодолев последствия серьезного кризиса начала 90-х годов, власти Эстонии создали эффективную систему банковского надзора, обеспечили консолидацию банковского сектора, защитив его на переходном этапе от иностранных конкурентов. Кроме того, быстрому развитию эстонских банков, расширению их присутствия в соседних странах в значительной мере способствовала благоприятная общеэкономическая ситуация в стране.
латвия
В Латвии в 1989—1992 годах появилось 67 финансово-кредитных учреждений, многие из которых не располагали ни достаточным собственным капиталом, ни квалифицированными специалистами. К 1995 году количество банков сократилось до 45, а к сентябрю 1996 года — до 35. У большинства из прекративших свое существование банков были отозваны лицензии, ряд из них объявлен неплатежеспособными. В 1995 году из 45 банков лишь 16 имели лицензии на прием депозитов, к 1996 году число таких банков сократилось до 11. Приведенная динамика свидетельствует о том, что 1993—1996 годы стали для банковского сектора тяжелым периодом.
Наиболее громким и болезненным стало банкротство крупнейшего латвийского банка Балтия (с ежегодным оборотом в 5 млн долларов), в котором были сосредоточены 40 % вкладов населения и каждый пятый житель Латвии имел вклады. Банк Балтия привлекал депозиты под проценты значительно выше рыночных, а также предоставил в свое время российскому банку Инте-рэк 150 млн руб. в обмен на низкопроцентные российские гособлигации со сроком погашения в 2008 году, что и послужило одной из главных причин банкротства. Примечательно, что самих облигаций никто не видел, так как по соглашению они должны были храниться до погашения в российском банке. Серьезность последствий банкротства банка Балтия подтверждает тот факт, что совокупные убытки банка превосходили налоговые поступления в бюджет Латвии за год.
Всего к началу 1996 году свою деятельность прекратили банки, на долю которых приходилось 40 % всех банковских активов и 41 % банковских вкладов, что позволяет дать оценку этому процессу — «тяжелый кризис». Причины кризиса простирались от рискового финансирования торговых операций и неудачных спекуляций с национальной валютой до противозаконных действий. Не оправдала себя политика латвийского центрального банка, рассматривавшего конкуренцию как наиболее эффективное средство надзора за коммерческими банками. Слабый надзор усугублялся несовершенством систем банковской отчетности и налогообложе
ния, отсутствием необходимой правовой базы, коррупцией и нехваткой квалифицированных управленческих кадров.
Правительство Латвии не смогло остаться в стороне при решении вопроса о возмещении ущерба от банкротства банков. Взяв на себя руководство банком Балтия, оно выплачивало индивидуальным вкладчикам компенсацию в размере до 200 латов, юридические лица и акционеры банка компенсации не получили.
Реакцией властей Латвии для предупреждения в дальнейшем подобных кризисов явилось введение новой жесткой системы банковского регулирования. Ее, действительно, нельзя назвать либеральной. Латвийские банки должны резервировать в Банке Латвии средства, эквивалентные 8 % среднего объема их депозитов, иметь уставный капитал по меньшей мере в 2 млн лат (3,9 млн долл.), сохранять отношение акционерного капитала к совокупным активам на уровне 10% — на 2 процентных пункта выше установленной Базельским комитетом цифры и избегать дисбаланса в кредитовании и владении акциями. Банк Латвии проводит регулярные инспекционные проверки банков, а также обязал их проходить аудиторские проверки признанными независимыми компаниями. Кроме того, банкам запрещено предоставление кредитов инсай-дерам на общую сумму свыше 15 % от собственного капитала и кредитов на особых условиях. Размер открытых валютных позиций ограничен 40 % от собственного капитала. Установлен размер компенсации частным вкладчикам в пределах до 500 латов. Многократно повышен минимальный размер собственного капитала банков до 3 млн латов (5,6 млн долларов).
Смотрите также
Банковская система и малые предприятия
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только сущ ...
Система организации труда
Система организации труда на предприятии представляет собой комплекс основных направлений деятельности различных видов, форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, направленных на обесп ...
Документарные операции, как форма банковских расчетов
В международной торговле существует
одна базовая дилемма. Представим себе экспортера и
импортера, которые хотят заключить сделку. Однако живут они в разных странах,
довольно далеко друг от ...