Правительство и Национальный банк Болгарии предпринима
ют активные и достаточно жёсткие меры по предотвращению в дальнейшем банковских кризисов, подобных кризису первой половины 90-х годов. Помимо введения системы валютного управления и установления жёстких требований достаточности собственного капитала банков, введён запрет на рефинансирование коммерческих банков Центральным банком. Кроме того, новый закон о банковской деятельности запрещает директорам потерпевших крах банков входить в состав правления финансовых учреждений, поскольку именно они проводили неосмотрительную кредитную политику, в результате которой банки превратились в финансовые пирамиды, которые перекачивали средства вкладчиков на счета фирм, возглавляемых партнёрами по бизнесу. Также планируется законодательно отменить банковскую тайну, что позволит привлечь к суду «кредитных миллионеров».
* * *
Итак, банковский сектор страны, пройдя пик кризиса, находится в стадии реформирования в направлении денационализации, привлечения иностранных инвесторов, повышения требований банковского надзора с целью возврата доверия к национальной банковской системе.
Румыния
Нарождающийся финансовый сектор Румынии переживает переломный момент. Доверие к нему подорвано в результате банкротства нескольких банков и взаимных фондов. Сектор не отвечает потребностям быстро растущей и остро нуждающейся в средствах экономики страны. Среди факторов, приведших к возникновению трудностей, следует отметить, прежде всего, следующие: влияние
правительства на госбанки, неадекватное регулирование и несовершенство законодательной базы.
В 1996 году в Румынии насчитывалось порядка 30 коммерческих банков, однако финансовый сектор страны на 67% его совокупных активов контролировался 4 крупными государственными банками — Банкорес (банк внешней торговли). Банка Агриола, Румынский коммерческий банк и Румынский банк развития.
В марте 1996 года ЦБ был вынужден закрыть в стране валютный рынок. Это стало следствием валютного кризиса, одной из причин которого было резкое сокращение валютных резервов у госбанков в результате крупных закупок по импорту энергоносителей.
Весьма неудачными были действия Национального банка Румынии и в области надзора за деятельностью коммерческих банков страны, и в выборе механизма санации банков, столкнувшихся с серьёзными проблемами. Реакция ЦБ запаздывала. Между тем своевременное вмешательство ЦБ помогло бы избежать крупнейшего кризиса банковского сектора, связанного с техническими банкротствами некогда ведущего частного банка Дасия Феликс и Кредит Бэнк.
Банк Дасия Феликс, понёсший значительные убытки, с ноября 1995 года находился под особым надзором ЦБ, который оказывал ему большую финансовую поддержку. Всего банк получил от ЦБ около одного триллиона лей (330 млн долларов). Банк Дасия Феликс не был единственным банком, получавшим от национального банка помощь. В 1995—1996 годах ЦБ, прибегая к чрезвычайным фондам, неоднократно оказывал поддержку испытывающим трудности банкам. К маю 1996 года объёмы его специальных займов проблемным банкам подскочили на 29%, что явилось попыткой избежать банковского кризиса в стране, не имевшей системы страхования депозитов.
В 1996 году в Румынии произошла смена правительства и реформирование банковской системы пришло в движение. В сентябре 1996 года Сенат одобрил предложение правительства, предусматривающее следующие меры: Фонд частной собственности передаёт находящиеся у него 30% акций госбанков Фонду государственной собственности в обмен на акции других компаний; капитал банков наращивается за счёт эмиссий новых акций, но государство пока не теряет контрольного пакета; государственный пакет акций продаётся частным инвесторам. Кроме того, парламент преобразовал государственный сберегательный банк СЕС в акционерное общество в полном владении государства, но подпа
дающее под нормативы Закона о банках 1991 года и под надзор Национального банка Румынии. СЕС остался по преимуществу сберегательным банком, но ему разрешили также заниматься и другими видами банковского бизнеса. Вклады клиентов банка обеспечены 100-процентной государственной гарантией, поэтому СЕС по-прежнему рассматривается населением как наиболее надёжное место хранения сбережений.
Смотрите также
Банковский маркетинг. Часть 1
Создание
и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и
юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование
стратегии банка, определение э ...
Успешность функционирования компании
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия ...
Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система
Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в
целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значительное
сокр ...