Высшим руководящим органом Банка является правление, отвечающее за денежно-кредитную политику. Правление состоит из трёх постоянных членов — управляющего и двух его заместителей. Его работа контролируется акционерами, Банковским советом и Банковским комитетом. Федеральное правительство и акционеры избирают Банковский совет, куда входят 45 членов, включая президента и вице-президента. Совет собирается раз в квартал, в его функции входит контроль за административной деятельностью банка. Банковский комитет — исполнительный орган Банковского совета. Комитет заседает ежемесячно и выполняет основную часть контрольных функций, порученных Банковскому совету.
Члены Банковского совета назначаются сроком на 4 года с возможностью повторного назначения. Формирование его состава происходит по следующему порядку. Сначала Федеральный совет назначает президента и вице-президента Банковского совета. Затем общее собрание акционеров избирает 15 членов Совета. И наконец, Федеральный совет назначает оставшихся 25 членов, обращая внимание на то, чтобы состав Совета в равной степени отражал разнообразие региональных и экономических интересов.
Число членов парламента в Банковском совете не может превышать 5, в его составе не может быть также более 5 членов кантональных правительств. С учётом интересов различных регионов страны Банковский совет назначает 8 членов Банковского комитета на 4 года с возможностью повторного назначения.
Органом, осуществляющим повседневное руководство деятельностью банка, является Совет директоров. Его члены назначаются Федеральным советом сроком на 6 лет с возможностью повторного назначения. Любой служащий ШНБ, в том числе члены Совета директоров, Банковского совета и Банковского комитета, может быть снят со своей должности с объяснением причин. Однако такое право к членам названных руководящих структур ещё ни разу не применялось.
Совет директоров ШНБ состоит из трёх человек и в отличие от других центральных банков, действительно, является коллегиальным органом управления. Все его члены имеют равные права и обязанности и принимают решения по всем важнейшим вопросам совместно. Вместе со своими заместителями они составляют узкий круг руководства банка. Ограниченное число руководителей не только стимулирует их активность, но и предъявляет к ним дополнительные требования при решении наиболее сложных проблем. Хотя член Совета директоров участвует в принятии принципиальных и долгосрочных решений, от него часто требуется умение работать с деталями. В задачи председателя Совета, напротив, входит оптимизация различных взглядов и мнений и выработка компромиссов.
Численность сотрудников ШНБ составляет около 600 человек. Банк представлен на территории страны двумя главными управлениями (в Цюрихе и Берне), 8 филиалами и 20 отделениями. Однако в начале 1998 года Совет директоров Швейцарского национального банка принял решение о закрытии 6 филиалов, занятых обработкой банкнот и монет. Отделения, в задачу которых входит выдача и приём наличности, будут сохранены. Изменение структуры ШНБ связано также с передачей функций транспортировки и обработки наличных денег в руки частных фирм, которые занимаются этим в тесном сотрудничестве с отделениями ШНБ, коммерческими банками и почтовой службой. В настоящее время ведущая в этом секторе рынка фирма организовала на территории страны 12 центров по обработке наличности согласно требованиям ШНБ. Кроме того, наличный оборот постоянно уменьшается в связи с растущим использованием кредитных карт, электронных
платежей и т.п. Закрытие филиалов приведёт к сокращению около 15% рабочих мест не за счёт увольнений, а путём переквалификации, перевода в другие подразделения и досрочного выхода на пенсию. Вместо закрытых филиалов на местах останутся 1—2 сотрудника для выполнения функций банковского надзора.
Руководители территориальных учреждений принимают участие в обсуждении различных вопросов на заседаниях Совета директоров, но все формальные решения в сфере монетарной политики принимаются исключительно Советом. Банковский комитет также оказывает некоторое влияние на проведение денежно-кредитной политики, так как Совет директоров обязан консультироваться с ним по вопросу изменения учётной и ломбардной ставок. Однако эти ставки уже не играют ключевой роли в формировании денежно-кредитной политики. Учёт векселей перестал быть фактором, существенно влияющим на денежную базу, а ломбардные кредиты выполняют роль предохранительного клапана для банков, испытывающих сиюминутную потребность в ликвидности.
Смотрите также
Банковский продукт – как инструмент удовлетворения потребности клиентов в условиях рынка
Коммерческий
банк, выступая
сегодня в Российской Федерации как юридическое лицо, самостоятельный агент,
производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги,
удовлетворяе ...
Разработка информационного
обеспечения задачи
...
Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система
Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в
целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значительное
сокр ...