В целях санации, реструктуризации и модернизации крупных чешских банков правительство приняло решение продать принадлежащие ему банковские акции иностранным инвесторам. Достигнуто соглашение о приобретении японским инвестиционным банком «Номура» 36% акций ИПБ за 6 млрд крон (175 млн долл.) с условием увеличить собственный капитал ИПБ на такую же сумму. После этого «Номура» будет владеть почти половиной капитала ИПБ. Идёт поиск стратегического инвестора для избежавшего банкротства только благодаря вмешательству ЦБ Агробанка. Планируется продать доли государства в капитале Комерчни банка (50%), «Ческа спорительна» (45%) и ЧСОБ (65%).
\
Однако успех приватизации находится под вопросом из-за разгоревшейся закулисной борьбы по поводу её методов. Нынешнее руководство банков стремится остаться у руля, воспользовавшись капиталом западных инвесторов. Для этого предлагается продавать государственные акции не одному инвестору, который в таком случае автоматически получает контроль над банком, а нескольким. (Осложняет приватизацию и то, что 15% акций Комерчни банка и 25% акций ЧСОБ принадлежит Словакии.
С целью частичного возврата утраченного в ходе кризиса доверия инвесторов Министерством финансов Чехии был разработан план, шэедусматривающий вывод нефинансовых компаний из-под контроля банков и их инвестиционных фондов, а также ряд других мер|
Вступившая в силу с 1 января 1998 года поправка к Закону о банках предусматривает проведение следующих мер:
• банкам запрещается контролировать свыше 50% акций нефинансовых компаний;
• участие в капитале любой отдельно взятой нефинансовой компании ограничивается 15% собственного капитала банка; сумма всех пакетов акций, превышающих 10% капитала нефинансовых компаний, не должна превышать 60% собственного капитала банка;
• банкам запрещается назначать своих служащих в Советы директоров нефинансовых компаний;
• предписывается строгое разделение в банках инвестиционных и банковских операций, операций за свой счет и за счет клиентов.
Правительство подготовило также законопроект, по которому инвестиционные фонды, контролирующие, по некоторым оценкам, 18 из 60 крупнейших компаний страны, должны будут понизить своё предельное участие в капитале компаний с 20 до 11%. Вынуждая банки и инвестиционные фонды продавать принадлежащие им пакеты акций, Правительство рассчитывает повысить ликвидность фондовых рынков и вывести их из состояния застоя.
Решением парламента создан новый надзорный орган, отвечающий за финансовый сектор в целом, за исключением банков, надзор за которыми закреплён за ЦБ. Новая структура подчиняется Министерству финансов. Иностранные инвесторы считают, что эта мера повысит прозрачность финансовых рынков и ограничит возможность злоупотреблений.
В отличие от Чехии, в которой стартовые условия для развития
банковского сектора были более чем благоприятными, Слоюкия после раздела ЧСФР столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. В 1993 году инфляция приблизилась к 30% в год, дефицит госбюджета за первую половину 1993 года достиг 50р млн долларов (около 10% ВВП), официальные резервы ЦБ составляли всего 200 млн долларов. Благодаря высокопрофессиональновй деятельности Национального банка Словакии, последовательной реализации жесткой денежно-кредитной политики инфляция к 1996 году снизилась до 6 % в год (самый низкий показатель в регионе), а официальные резервы ЦБ превысили 3,3 млрд долларов. В результате кредитный рейтинг ЦБ повысился, по разным оценкам, до категории ВАА и ВВ+. Ведущие западные банки предоставляют словацким компаниям многомиллионные кредиты.
Вместе с тем экономика страны испытывает серьёзние проблемы, и ЦБ весной 1997 года был вынужден повысить процентные ставки в стремлении защитить крону. Это вызвало у правительства затруднения с финансированием дефицита бюджета. Следствием стало одобрение в сентябре 1997 года правительством Словакии поправки к Закону о национальном банке. ;
Поправка предусматривает более активное участие ЦБ в финансировании бюджетного дефицита, а именно — обязанность ЦБ покупать государственные казначейские обязательства в размере 10% от государственных доходов по сравнению с ранее установленными 5%. Состав ответственного за принятие решений Банковского совета расширен с 8 до 10 человек. Пятеро из них — независимые эксперты, чьи кандидатуры будут предлагаться Министерством финансов по согласованию с управляющим ЦБ и утверждаться правительством. Согласно прежней редакции закона совет состоял из управляющего и двух его заместителей (по должности), остальные члены (как правило, руководящие сотрудники ЦБ) назначались правительством по предложению главы ЦБ. Ещё одно нововведение касается бюджета ЦБ, который согласно поправке подлежит утверждению парламентом, а не Банковским советом. Подобное наступление правительства на независимость ЦБ подверглось резкой критике со стороны экспертов и представителей ЦБ, опасающихся негативных последствий для стабильности национальной валюты.
Смотрите также
Банковская система Российской Федерации
Число действующих российских кредитных организаций к началу четвертого квартала 1997 года достигло 1764, из них 1742 коммерческих банков и 22 небанковских кредитных организаций. В том числе 6 клиринго ...
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы –
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта
тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из
це ...
Банковская система: уровни и характеристика
Банковская система – система кредитно-финансовых учреждений,
взаимодействующих между собой и имеющих конечной целью эффективное развитие
экономики государства. В большинстве стран банковск ...