Позиция ЦБ подкрепляется следующим серьёзным доводом:
банковский кризис 1996 года в Чехии не затронул словацкие банки: многие словацкие мелкие и средние банки закончили год даже с хорошей прибылью. Секрет благополучия словацких бан
ков следует искать в значительном притоке средств из-за рубежа, прежде всего из Австрии. Треть капитала банковской отрасли страны имеет иностранное происхождение. К тому же сыграло роль умение учиться на чужих ошибках. Если в процессе приватизации до осени 1993 года в Чехии банковские лицензии выдавали чуть ли не всем желающим, то в Словакии сразу установили высокую норму достаточности собственного капитала, которая оказалась недоступной для многих местных банков. Словацким банкам пришлось обращаться за деньгами к иностранным институциональным инвесторам! Помимо денег словацкие власти интересовало еще и привлечение в страну иностранных специалистов в области банков и финансов, так как после разделения Чехословакии отечественные кадры остались в основном в бывшей столице союзного государства Праге. Тем самым, ведущую роль в банковском секторе изначально) занимали иностранные специалисты и местные кадры, не имеюц1ие опыта работы на руководящих постах в банке в условиях административно-хозяйственной экономики ЧСФР и приобретающие Квалификацию в процессе обучения иностранными специалистами.
Национальный банк Словакии работает над укреплением законодательства в отношении неустойчивых комбанков. Это весьма актуально, так как половина всех кредитов словацких банков, около 3 млрд долларов, относится к просроченным. Большая часть этой суммы приходится на три банка, которые должны быть приватизированы. Кроме того, Центробанк добивается от правительства предоставления гарантий банкам, находящимся в процессе преобразования. В этих целях недавно принят закон о страховании депозитов физических лиц в размере до 30 среднемесячных зарплат в стране (около 7 тыс. долл. по текущему курсу). ЦБ также готовится повысить резервные требования.
И Чехия, и Словакия ввели в действие законы, в общих чертах отвечающие принципам конвенций ООН и ЕС и Базельского комитета, в целях противодействия отмыванию денег. Вместе с тем правовая и нормативная база в этих странах имеет некоторые отличия. Так, в Чехии, в отличие от Словакии, предусмотрена идентификация личности клиента при совершении им операций на сумму, превышающую лимит в 500 тыс. крон. Идентификация требуется в каждом случае при открытии нового счёта и при совершении подозрительных операций, даже если их сумма ниже установленного лимита. Сообщение о таких сделках адресуется специальному отделу в Минфине. Словацкое законодательство не пре-
дусматривает временных рамок для хранения документации, а также специальных санкций за несоблюдение правовых норм. В Чехии же установлен 10-летний срок хранения документации и предусмотрен широкий спектр санкций за нарушение правил: от штрафов до отзыва банковской лицензии. В соответствии с законодательством Словакии юристы освобождаются от обязанности сообщать о подозрительных сделках. Банкиры и другие частные лица — резиденты Чехии и Словакии обязаны это делать. Более того, законом не предусмотрена ответственность за нарушение конфиденциальности, что стимулирует раскрытие информации вл, ютям. Дополнительным стимулом в Словакии служит положение р том, что лица, оказавшие помощь следствию, могут получить 20я& стоимости конфискованного имущества.
Широкомасштабная компания за чистоту чешских банковских рядов развернулась в первой половине 1997 года. В апрел( были арестованы председатель третьего по величине банка страны Ин-вестични и Постовни банка (ИПБ) и его заместитель по обвинению в растрате и совершении незаконных сделок на основе конфиденциальной информации. Они являлись не только одними из наиболее влиятельных фигур в деловых кругах, но и поддерживали тесные связи с Президентом страны и его партией. Обвинение касалось покупки банком государственной недвижимости по ценам, вдвое превышающим рыночные. ИПБ и его инвестиционный фонд занимались подобной деятельностью в течение двух лет, расходуя огромные суммы наличными на покупку различных компаний, начиная от пивоваренных заводов и кончая телевизионной станцией. Подозрительное приобретение недвижимости привлекло внимание властей, когда деньги на покупку, поступившие от неназванной группы из Люксембурга, были переведены на счёт частного лица в Бельгии. По законам Чехии растрата классифицируется в том случае, если банк или инвестиционный фонд расходует деньги клиентов на подозрительные сделки. За март — апрель 1997 года были арестованы ещё восемь ведущих банкиров и управляющих инвестиционными фондами, 6 других вызваны в полицию на допрос. 11 высокопоставленных чиновников инвестиционной группы «Мотоинвест» и Агробанка были задержаны полицией по обвинению в манипуляциях активами стоимостью 1,9 млрд крон и присвоении 137 млн крон. В марте 4 брокера были обвинены в краже 1 млрд крон из инвестиционных фондов Trend и Mercia.
Смотрите также
Валютный кассир
Современная банковская система сложилась в
нашей стране за последние десять лет.
До 1988 года функционировали только
Государственный банк и три специализированных банка – Промстройбанк, Ж ...
Банковская система: уровни и характеристика
Банковская система – система кредитно-финансовых учреждений,
взаимодействующих между собой и имеющих конечной целью эффективное развитие
экономики государства. В большинстве стран банковск ...
Банковская система Республики Казахстан: проблемы и перспективы
В Казахстане
развита система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной
из важнейших структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на
довольно низком ур ...